Нижневартовские школьники узнавали древний мир коренных жителей Югры 6+

Нижневартовские школьники узнавали древний мир коренных жителей Югры 6+

18 октября в Центре национальных культур состоялась познавательная программа «Ям-алан». В переводе с хантыйского «Ям-алан» означает пожелание хорошего дня, хорошего года. Гости мероприятия — ребята из школы № 12 знакомились с традициями и обычаями народов ханты и манси. Мальчишки и девчонки расположились в уютном фойе Центра, возле хантыйского чума. Внимание ребят привлекла ритуальное покрывало, нарты и священная берёза– обязательные атрибуты югорских народов. Но главным символом мероприятия стал бубен, олицетворяющий жизнь, землю и древнюю культуру коренных жителей Югры. Школьники с интересом слушали рассказ специалиста по фольклору Инны Антоновой о чудодейственной силе хантыйского шамана.
Слово «ШАМАН» (правильно произносится как «ша-маан») пришло из эвенкского языка и имеет в нем значение «тот, кто знает». В другом источнике указывается, что это слово произошло от тунгусского «саман» и здесь можно отметить его прямое сходство со словом из хинди, где саман означает «равный». В лексиконе ханты и манси есть термин для обозначения человека, который бьёт в бубен, созывает духов-помощников и лечит людей. Такого человека называют «Ёл», что буквально означает «Ворожит человека». Встретится с шаманом сейчас непросто. При этом свои умения он не афишируют: «кому надо, те и так знают, а из любопытства обращаться к духам — большой грех». Ханты убеждены, что шаману нельзя отказаться от своего призвания. Стоит хотя бы раз отвернуться от духов, прогнать их, как придет их еще больше. Они будут являться во сне, заглядывать в окна, красть пищу. Шаман будет недосыпать, недоедать и, наконец, умрет. Это и есть одна из особенностей хантыйского шаманства. Перед тем как обратиться к духам, шаман облачается в специальный костюм, садится на оленью шкуру и держит бубен над огнем. Держа его в правой руке, а колотушку в левой, шаман начинает тихо и ритмично бить в бубен, сопровождая каждый удар протяжным монотонным взыванием к духам. Постепенно ритм нарастает, пение становилось громче, а затем резко обрывается. Это означает, что шаман достиг состояния транса, и духи явились ему. Если душа шамана сама отправляется в мир духов, он под аккомпанемент бубна описывает свое путешествие. В конце камлания шаман объявляет людям решение духов.Самобытность культуры народов ханты и манси продемонстрировала Мария Рогоева из древнего рода Ахтиных. В её танцевальной композиции ребята разглядели летящих северных птиц, рукодельную работу хантыйской женщины, греблю на обласе и ритуальные движения «Солнца День». Нижневартовские школьники угощались серной ягодой – клюквой и участвовали в национальных играх –югорском многоборье. Мальчишки и девчонки прыгали через нарты, перетягивали палку. Завершилось мероприятие ритуальным кругом дружбы, вокруг «священного огня», который дарит «Тор-Най».

По словам руководителя фольклорного ансамбля «Тор-Най» Инны Антоновой, такие мероприятия очень важны, ведь ребята узнают особенности края, в котором живут, традиции и обычаи коренных народов Югры, со своей древней и удивительной культурой!

Пресс-служба ЦНК

Опубликовано:19.10.2017cnk

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *