Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

В рубрике «Они сражались за Родину» мы хотим рассказать о героях войны и малоизвестных подвигах людей разных национальностей. У каждого из них своя судьба. Но всех их объединила любовь к Родине и готовность пожертвовать собой ради её блага. Эти люди,  их подвиги навечно останутся в памяти благодарных потомков. Мы расскажем о самых ярких личностях тех лет и их бессмертных поступках.

Алексей Маресьев. Имя этого человека известно каждому жителю бывшего Советского Союза. Ведь речь идет о легендарном летчике. Алексей Маресьев родился в 1916-м и с детства грезил небом. Даже перенесенный ревматизм не стал препятствием на пути к мечте. Невзирая на запреты врачей Алексей поступил в летное – взяли его после нескольких тщетных попыток. В 41-м упрямый юноша попал на фронт. Небо оказалось не таким, о каком он мечтал. Но нужно было защищать Родину, и Маресьев делал для этого все. Однажды его самолет был подбит. Раненный в обе ноги Алексей сумел посадить машину на захваченной немцами территории и даже каким-то образом пробраться к своим. Но время было упущено. Ноги «пожирала» гангрена, и их пришлось ампутировать. Куда податься солдату без обеих конечностей? Ведь совсем калека… Но не из таких был Алексей Маресьев. Он остался в строю и продолжил борьбу с врагом. Целых 86 раз еще крылатая машина с героем на борту успела подняться в небо. 11 немецких самолетов сбил Маресьев. Летчику посчастливилось выжить в той страшной войне и ощутить пьянящий вкус победы. Умер он в 2001-м году. «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого – это произведение о нем. Именно подвиг Маресьева вдохновил автора на ее написание.

Максим Пассар. На Площади павших борцов райцентра Городище Волгоградской области стоит памятник с именами павших в этих краях красноармейцев. Рядом с именем Максима Пассара значится "Герой Советского Союза". Нанаец, из Хабаровского края, потомственный охотник Пассар был одним из лучших снайперов Сталинградской битвы - к январю 1943 года на его личном счету значилось 237 убитых гитлеровцев. Максим писал статьи для дивизионной газеты, где рассказывал о приемах и тонкостях эффективной стрельбы, учил молодых снайперов. К моменту гибели бойца двое из его учеников настреляли свыше 100 фашистов каждый, еще трое - свыше 90. Немцы установили за голову Максима Пассара награду в 100 тысяч марок, на него охотились снайперы противника. Один такой, пытаясь обмануть таежного охотника, высунул из окопа надетую на палку каску. Пассар в бинокль убедился, что это подсадка, и не стрелял. Тогда немец высунулся сам и получил пулю в лоб. 22 января 1943 года атаке полка в районе села Песчанка мешали два немецких пулемета, стрелявших с фланга из хорошо укрепленных позиций. Командир полка отправил Пассара туда. Подобравшись к огневым точкам на 100 метров, снайпер уничтожил расчеты обоих пулеметов и погиб, накрытый огнем немецкой артиллерии и минометов. Посмертно Максим Пассар был награжден орденом Красного Знамени, а в 2010 году легендарный стрелок стал Героем России.


 

Центр национальных культур и национальные общественные организации
Нижневартовска поздравляют дорогих ветеранов, тружеников тыла, всех тех, кто
пережил суровые испытания Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г., а также
всех жителей Нижневартовска с самым главным праздником –Днём Великой Победы!
75 лет назад закончилась самая страшная в истории человечества война. На защиту
страны поднялся весь народ. Плечом к плечу под девизом "За Родину! Ни шагу назад!"
сражались русские, украинцы, белорусы, чуваши, удмурты, казахи, таджики, узбеки,
молдаване, татары, азербайджанцы, армяне,  чеченцы, ингуши, дагестанцы, ханты и
представители других народов. Многонациональный советский народ стоял на смерть
за Отечество. Миллионы добровольцев со всех республик уходили на войну. Сражаясь
на фронте, воины сознавали, чувствовали, что за их спиной вся необъятная страна,
весь многонациональный народ. На полях боевых сражений и в труде во имя победы
полно раскрылись замечательные качества, свойственные многонациональному
советскому народу. Первое и главное среди них — патриотизм, ставший источником
стойкости, мужества и героизма, беззаветного служения своему Отечеству.
Благодаря дружбе народов СССР, доблестному боевому братству  солдат и генералов
разных национальностей, непосильному труду людей в тылу, и вере в общую победу,
наш народ выстоял в этой жестокой войне. Вечная память всем погибшим за свободу
своей Родины! Низкий поклон всем тем, кто, не жалея жизни, до последнего вздоха
сражались  за Родину! Мы в неоплатном долгу перед вами!

Совсем скоро наша страна будет праздновать 75-летие Великой Победы. В России нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Наши дедушки  и бабушки,  ценой собственной жизни одержали победу в этой жестокой мясорубке. Победа была одержана потому, что было сильно единство всех народов. Все республики поднялись на борьбу с общим врагом – фашизмом. Солдаты и офицеры всех национальностей сражались рядом, плечом к плечу. И не только на фронте. В тылу люди всех национальностей трудились ради победы за одним станком, в одном поле, на одном заводе, не доедая, не высыпаясь, помогая друг другу. У народов всех республик, независимо от их национальности, была общая цель – ПОБЕДА. Сплоченность народов стала важным источником победы над врагами. Каждый человек, независимо от его национальности, стремился принять участие в защите Родины с оружием в руках. Все нации и народности нашей страны внесли свой вклад в победу над врагом, продемонстрировав великую силу единого сплочённого государства.

В статье мы хотим рассказать о героях войны из числа коренных малочисленных народов Севера - ханты  и манси, о героях, чьи потомки сейчас, на Югорской земле трепетно хранят не только культуру своего народа, но и героическую память о родных и близких, о войнах, защищавших Родину в «сороковые – пороховые».

Участнице нижневартовского фольклорного хантыйского ансамбля «Тор-Най» Александре Рябовой всего семь лет. Но несмотря на свой юный возраст, эта коренная жительница Югры может многое рассказать о своём прадедушке - Нагине Сергее Ильиче.  До войны он работал переводчиком хантыйского языка на русский. Ушел на фронт из деревни Савкино в августе 1941 года. Служил минером. В 1943 году в одном из боёв он чуть не погиб при взрыве снаряда. Его почти полностью засыпало, но бойцы заметили и откопали. После госпиталя опять ушел на фронт. Прошел от Москвы до Берлина, где и встретил Победу. В декабре 1945 года вернулс в поселок Большетархово. Работал в колхозе, занимался строительством, охотой и рыбалкой. Награжден медалью «За боевые заслуги», и «Орденом Красной Звезды».

Кондратьев Фома Александрович - отец мужа Кондратьевой Любови Александровны – коренной жительницы Югры, уроженки села Полноват Березовского района, молодым парнем ушел на фронт. Прошёл всю войну. Победу встретил в Берлине. Германию покинул с общим выводом войск в составе стрелковых соединений. На войне был награжден боевыми медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За освобождение Варшавы», а также «За участие в героическом штурме при взятии Берлина». Указом президиума Верховного Совета СССР награжден медалью «За взятие Берлина». Медаль вручена в ноябре 1945 года. После войны сеял и выращивал хлеб. Фома Александрович Кондратьев внес неоценимый вклад в Великую Победу.

Прадедушка ещё одной участницы Центра коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най» Анастасии Прасиной, был призван на фронт в 1942 году. Александр Васильевич Прасин ушёл на войну из села Ларьяк двадцатилетним мальчишкой. На войне был наводчиком зенитного орудия  и сбил не одни вражеский самолёт. Особой гордостью были сбитые «Мессершмидт», «Юнкерс» и «Хенкель». Прошел боевой путь от Сталинграда до Берлина. Победу встретил в Германии.  Награжден медалями: «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».  В 1947 году Александр Васильевич вернулся в село Ларьяк, женился на Антонине Власовне, они воспитали 5 детей. Долгое время работал на метеостанции. Был награжден медалью «Ветеран труда».

Дедушка Тюльканов Николай Прохорович активиста Савина Андрея Валерьевича стоявшего у истоков создания  НГОО «Центр коренных народов Севера «Тор-Най»  родился 1910 году д. Тюли, Березовского уезда.   Трудовую деятельность начал подростком. После окончания в 1933 году окружных курсов национального актива в п. Березово, работал инструктором газеты «Ханты-Манси ШОП». Затем, заведующим Березовской избы-читальни. В 1935 г. Н. П. Тюльканов закончил курсы Советского строительства при Ленинградском институте народов Севера.   На войну Николай Прохорович ушёл 1942 году. Воевал под Москвой. Получил осколочное ранение в руку. Был комиссован в 1943 году.

После войны работал в Нижневартовском районе в партийных и советских органах. Награждён медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945гг.»,«20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945гг.», «50лет Вооружённых Сил СССР», «Юбилейная100 лет со дня рождения В.И.Ленина».   Тюльканов Н. П., умер и похоронен в городе Нижневартовске 13 марта 1978 года.

Коренные жители Югры гордятся своими героями. Несмотря на то, что народ ханты и манси малочисленный, это очень отважные, гордые и смелые люди, готовые в любой момент встать на защиту своей Родины, своей земли. Низкий поклон за спасенный мир и чистое небо! Память о вашем подвиге  всегда будут беречь ваши потомки, ваши земляки!

Федеральное агентство по делам национальностей объявляет о старте сбора информационных материалов для демонстрации в рамках интерактивной выставки, посвященной героизму, культурному многообразию и единству советского народа в годы Великой Отечественной войны. Выставка проводится при поддержке Правительства Москвы и приурочена к Году памяти и славы.

Великая победа – это подвиг великого народа. Народа, сила которого в единении и духовной сплоченности, в синергетическом звучании культуры, веры и национальных традиций каждого солдата, офицера или труженика тыла.

Цель выставки – показать годы Великой Отечественной войны через судьбы людей разных народов Советского Союза. Рассказать о том, как ценности и самобытность этнических культур в бескомпромиссные военные годы наполняли силой, мужеством и стойкостью судьбы людей. Как судьбы этносов сплетались в нити общей истории великого народа. Народа, одержавшего победу над фашизмом.

Приглашаем всех желающих принять участие в организации данной выставки и прислать информационные материалы на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. в срок до 30 апреля 2020 года.

Центр национальных культур и Центр коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най» продолжают совместную работу по сохранению и популяризации культуры народов ханты и манси, и предлагает ознакомиться с выставочной экспозицией декоративно-прикладного творчества обских угров.Бубен –  ударный одномембранный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т.д. В настоящее время бубны, как музыкальный инструмент используется танцевальными коллективами. У обско-угорских шаманов  отсутствует особый ритуальный костюм, что соответствует простоте изготовления и использования бубна.

 Нарс - юх в  переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый инструмент. Длиной около метра, корпус напоминает лодку. На корпусе инструмента вырезан крест – резонаторное отверстие. Нарс- юх сугубо мужской инструмент. Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, эпические былины. Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс - юх называют  голосом поющего Бога. Издавна к этому инструменту существовало почтительное отношение. Например, перед тем, как перенести его в другое место, его покрывают платком и выносят из дома «головой» вперёд. При игре нарс-юх кладут горизонтально на колени, повернув его набок, руки музыканта слегка упираются о край инструмента. Играют на нём двумя руками: одной защипывают струны, другой - приглушают. Иногда в ведении мелодии участвуют обе руки. Акань –самая  любимая  игрушка  хантыйских детей.  Самодельные куклы изготавливают  из разных  тканей. На лице у «акань» не принято делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. По традиции у куклы нет рук и ног, чтобы не вселилась душа и не могла навредить ребёнку. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «акань» отправлялась в летнюю деревню, в оленеводческое стойбище, на рыболовецкий стан, на праздники.  Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Корнева́тик - плетёный сосуд, изготовляемый обычно из кедрового корня и черёмухового прута. Широко бытовал у обских финно-угров — ханты и манси. Использовался для хранения домашней утвари, боеприпасов, пищевых продуктов. Сейчас изготавливается на сувениры. Игольница по - хантыйски «намт» и в культуре обских угров имеет сакральное значение. Она – символ женского начала. Когда в семье рождалась девочка, мама готовила для нее игольницу, как бы передавая ей вместе с этим предметом свое мастерство. Хантыйский игольник плоский, его ничем не набивали. Украшали по-разному: расшивали бисером, шерстяными нитками, коготками или клювиками птиц, лебединым пушком. Могли сделать обрамление из меха выдры, соболя или норки. Берестяная утварь. Популярным материалом для изготовления утвари у хантыйских народов служит лёгкая непромокаемая гибкая береста. Каждая семья имеет множество берестяных емкостей разной формы и назначения: плоскодонные сосуды, кузова, коробки, табакерки. Рукоделия женщины хранят в узорной берестяной коробке йиныль.  Если у одних деревянная и берестяная посуда проста и архаична, то у других очень разнообразная по форме и размерам утварь украшается резными спирально-ленточным криволинейным орнаментом. Женская сумка (тутчан). У  народа  ханты сумки бывают двух видов:   тутчан  и  хир. Тутчан  имеет особое  значение  в жизни  женщины. Тутчан - это символ женской природы, она олицетворяет душу своей владелицы, сопровождает её на протяжения всей жизни.  Изготавливается чаще всего из оленьего  меха, иногда бывают  из сукна. Тутчаны украшают меховой и кожаной мозаикой, орнаментом, бисером, металлическими подвесками, оберегающими владелицу от воздействия тёмных сил нижнего мира.  Отправляясь на стойбище или в лес, женщина не расстается с сумкой. Сумка переживает вместе с хозяйкой все настроения и состояния Женщина неразлучна со своей сумкой, даже когда ей приходится отправляться в мир иной. Санквылтап-  народный струнный музыкальный инструмент обских угров. Оснащается обычно пятью струнами. Хантыйское название - нарс-юх. Санквылтап используется как в культовых практиках, так и для простого музицирования.  Инструмент  обычно изготавливается из стволов кедра, ели или осины. Имеет форму лодки.  В местных обычаях используется для вызова духов с помощью  особых мелодий. Берестяные  маски для медвежьего праздника. Ханты и манси во время «медвежьего праздника» используют берестяные маски с длинным носом, а к некоторым пришивают кусочки меха – в качестве бороды  и  усов. В церемонии медвежьих игрищ представлены все виды народного искусства: песни, танцы, театрализованные представления. Количество исполняемых «номеров», которые отмечаются на специальной палочке, может достигать 300.  Медвежьи игрища – особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. День и ночь здесь как бы меняются местами. Церемония начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. За время проведения праздника перед присутствующими  предстает весь хантыйский мир: от сотворения до наших дней, актуализируется этническая матрица. Хантыйская люлька. Хантыйская люлька служит первым микрожилищем ребенка, с которого начинается познание  окружающего  мира. Люльку всегда делает мужчина.  Это может родной отец крестный отец. Изготавливают люльку из дерева:  на дно и спинку идет кедр, на бортики – береза.

 

nars-yuh
kornevatik
dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo_obskih_ugrov
buben
akanj
igoljnica
tutchan
sankveltap
lyuljka
berestyanaya_utvarj