Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

«Праздник этот самый длинный он веселый и старинный,

Наши предки пели, ели, веселились две недели.

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!»

-  такими стихотворными строками начался праздник «Шорыкйол пайерем» (в переводе с марийского языка - «Праздник овечьей ноги»), состоявшийся 24 января в Центре национальных культур. Организаторы мероприятия: МБУ «Центр национальных культур» совместно с Центром коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най», марийской общественной организацией «Марий Ушем» и удмуртской местной автономией. Шорыкйол – один из самых известных марийских обрядовых праздников. Православные марийцы празднуют его в одно время с Христианским Рождеством (6 января).   У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол (овечья нога), от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги, подобные действа, должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье.     Неотъемлемая часть праздника - шествие ряженых (в основном переодеваются в костюмы животных) во главе со Стариком Василием и Старухой. Старик Василий и Старуха общаются с добрыми и злыми богами, поэтому они могут рассказать людям, как уродится урожай, какова будет жизнь для человека. Хозяева дома щедро угощали ряженых орехами и пельменями, в которые клали монетку или кусочек угля. Обязательным обрядовым блюдом считается баран. Старик Василий и Старуха разбрасывали на пол зерна ржи или овса, желая гостеприимному хозяину изобилия хлеба.    Праздник Шорыкйол немыслим без весёлых игр и затей.

Присутствующие в Центре национальных культур гости играли в традиционные марийские игры «ТУП  ПЕРЕН» («Щелчки»), «ШЕРГАШЫМ  ШЫЛТЕН» («Колечко»), «ШИЙ  КАПКА» («Серебряные ворота»), «СОКЫРТАГА» («Слепой баран»). По душе горожанам пришлись югорские гадания.

«Веселись, честной народ, праздник святочный идет!

Мы пришли всех прославлять,

А на улице мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять велит

 в Шорыкйол погадать» - звучали слова ведущей праздника.

Праздничное мероприятие завершилось старой доброй традицией - хозяйка марийских игрищ Озавате  пожелала всем процветания и изобилия на целый год. Хочется отметить, что в мероприятии приняли участие гости из Удмуртии студентки Удмуртского государственного университета Татьяна Новосёлова и Марина Девятова.

dsc07958
dsc07972
dsc07970
dsc07965
dsc07964
dsc07959

Пресс-служба ЦНК

Центр национальных культур приглашает учащихся младшего и среднего школьного возраста принять участие в познавательно развлекательной программе по правилам безопасности жизнедеятельности «Город без опасности». Ребята в игровой форме узнают основные правила дорожного движения, пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности. Ведущие мероприятия Красный, Жёлтый и Зелёный сигналы светофора устроят конкурс «Кто ярче». Из-за ссоры Светофоров на дороге образуется затор и неразбериха. На помощь водителям и пешеходам придёт инспектор-регулировщик. Он даст задания, чтобы навести в городе порядок. В ходе выполнения этих заданий дети вспомнят дорожные знаки, примут участие в шоу «Интуиция», вспомнят транспортные средства из  мультипликационных фильмов. Вместе со сказочным героем Сеней поговорят о правилах личной безопасности, посмотрят социальный ролик «Зелёный-свет жизни!». Ребята сделают паутину из ниток и расскажут, как нужно себя вести, чтобы не попасть в эти опасные сети. По итогам программы самые активные участники получат призы.

Продолжительность мероприятия 45 минут.

Мероприятие может проводиться на площадке Центра национальных культур или на площадке школы (актовый зал).

Цена билета 100 рублей.

Заказ билетов и справки по телефону: 45-30-50

В пятничный вечер в Центре национальных культур  с большим успехом прошло театрализованное представление «Раз в крещенский вечерок». Весёлый музыкальный спектакль по мотивам одноимённой повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» перенёс  зрителей в 19 век, в маленький украинский хуторок, где в ночь под Рождество происходят невероятные чудеса! Яркий спектакль наполнен юмором и всё это под чарующие народные мелодии: украинский, русский, казачий фольклор, колядки и святочные песни. Сказочная и рождественская атмосфера ощущалась с самого начала спектакля. Колоритные чёрт в исполнении Васифа Мирзоева и Баба Яга несомненно надолго запомнятся зрителям, как одни из ярчайших героев постановки. Не менее интересна и Солоха, чей неповторимый образ воплотила Елена Финк. Все герои спектакля по-своему интересны и самобытны. Некоторые из них появлялись на сцене на короткое время, но этого им вполне хватило для завоевания симпатии публики. Спектакль прошёл в аншлаговом зале под бурные зрительские аплодисменты и скандирование «Браво!». Спектакль подарил зрителю массу положительных эмоций и хорошее настроение. Над спектаклем работали: режиссёр-Евгения Майорова, артисты – Юлия Суворова, Екатерина Галашова, Васиф Мирзоев, Любовь Зинченко, Георгий Малышенко, ансамбль казачьей песни «Отрада» (руководитель Марина Молодцова), хор украинской песни «Веселка» (руководитель Валентина Нестерук), хореографический ансамбль «Каприз» (руководитель Лилия Колосова), ансамбль народного танца «Радуга» (руководитель Жанетта Щенникова), студия современной хореографии «Грани» (руководитель Наталья Москова).

Н.В.Гоголь начал работать над этим циклом повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1829 году, в 1931 году вышла первая книга цикла, а через год – вторая. Известно, что прозаик использовал для создания своей первой книги не только украинские исторические предания и фольклор, которые ему помогали собирать его родные и друзья, но и другие источники, такие как рукопись “История руссов” и переводные повести немецких романтиков. “Вечера на хуторе близ Диканьки” были встречены положительными рецензиями критиков. Они отмечали неподдельную весёлость, простоту и правдивость, яркость национального колорита и увлекательность народного предания в повестях Н.В.Гоголя. “Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился.” (А.С. Пушкин).

dsc07865
dsc07951
dsc07910
dsc07953
dsc07952
dsc07860
dsc07871
dsc07877
dsc07883
dsc07885
dsc07888
dsc07900
dsc07908
dsc07920
dsc07934

Пресс-служба ЦНК

Вот и отгремели новогодние праздники, но у жителей Нижневартовска появилась возможность ещё раз встретить Новый год, но уже по-хантыйски. Центр национальных культур и общественная организация «Центр коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най» пригласили горожан в гости к Ики Морозовичу – хантыйскому Деду Морозу. За чашечкой чая гости узнали много интересного о том, как издавна коренные жители Югры встречали Новый год. Хантыйская Снегурочка Эви –Йоли пригласила зрителей поучаствовать в национальных играх. Анастасия Прасина подарила гостям прекрасную песню, а самая юная представительница ханты Александра Рябова прочитала стихотворение. Почётными гостями праздника стали старейшины организации «Тор-Най». Не обошлось и без праздничных гаданий. Отгадывание загадок и весёлый хоровод - столь редкая возможность почувствовать себя детьми на новогодней ёлке, перенестись в счастливую пору детства. Кульминацией праздника стало поздравление Ики Морозовича с наступившим годом и конечно вручение подарков. Главный волшебник праздника пожелал гостям исполнения самых заветных желаний.

Январь у ханты – это нижняя точка зимы. В большинстве югорских календарей январь называется месяцем «замор рек» - в это время природа замирает. У тромъеганских ханты январь называется месяцем «малых жертвоприношений». В это время ханты не охотились и не рыбачили, а отдыхали, поэтому январь – месяц беззаботный.  Приходя друг к другу в гости, ханты совершали совместную трапезу, общались с духами, вселяющими в них «родственную силу», столь необходимую в условиях холодной зимы, одаривали друг друга подарками. В феврале день прибывал, и люди начинали трудиться – охотиться, заниматься хозяйством. В календаре северных манси январь называется «лесным месяцем» или «лесным стариком». Ики Морозовича не случайно «приглашают в гости», именно в январе. Приходит пора будить спящую природу. Замиранию природы противопоставляется оживление, общение между людьми.

dsc07848
dsc07834
dsc07830
dsc07828
dsc07858
dsc07850
dsc07841
dsc07836

Пресс-служба ЦНК

Центр национальных культур и удмуртская национальная общественная организация пригласили вартовчан 11 января на мероприятие «Как ходила Коляда». Театрализованное представление рассказало зрителям о том, как, в Удмуртии, испокон веков, проходила святочная неделя. За большим хлебосольным столом нижневартовские удмурты пели народные песни, частушки, угощали зрителей национальными блюдами, колядовали и гадали.  Издавна, зимние праздники занимали важное место в жизни удмуртов. Начинались они в дни зимнего солнцестояния, сопровождались праздничными народными гуляньями и развлечениями, в которых участвовали все деревенские жители. Обязательны в традиции удмуртского народа новогодние ряжения. Ряжение похоже на русские колядки. В Новый год и Рождество надевали вывернутые наизнанку тулупы, маски, мазали лица сажей и ходили по домам. Ряженые плясали, но при этом не произносили ни звука - просто создавали много шума с помощью различных предметов. Задача хозяина и хозяйки дома - узнать, кто же скрывается за маской ряженого. Считалось, что ряженые пугают банных духов, изгоняют болезни, приносят удачу в различных делах и способствуют большому урожаю, поэтому их радушно встречали в каждом доме. Каждому ряженому, вошедшему в дом, преподносили угощение. В некоторых деревнях обязательным в таких случаях было печеное изделие: хлеб, перепечи или просто горсть муки. Все это ряженые впоследствии отдавали скоту, чтобы он был крепким и здоровым. Считалось, что время перехода к новому году таит опасность. В удмуртской традиции есть божество этого перехода - Вожо. Во время обрядов-переходов нельзя было издавать громкие звуки железными предметами. Персонажи ряженых - это представители мира предков, представители потустороннего мира. Поэтому они не говорят или пытаются издавать непонятные звуки. В святочную неделю у удмуртов были распространены гадания. Например, девушки кидали валенок за порог во двор и потом смотрели, в какую сторону указывает его носок, - оттуда и ждать жениха. Еще наливали в большую ложку воды и клали ее на холодный подоконник. Утром смотрели: если на замерзшей поверхности появились бугорки - недобрый знак, а если поверхность ровная, то новый год будет благополучным. Ряжение и гадания заканчивались на Крещение. Накануне, как и перед Рождеством, в домах наводили чистоту и порядок, готовились принимать гостей. Всякие работы в этот день запрещались. Между угощениями время проводили в разговорах, пении песен. Древние традиции предков удмурты чтят до сих пор, тем самым, сохраняя эту уникальную культур.

dsc07810
dsc07811
dsc07818
dsc07820
dsc07797
dsc07798
dsc07800
dsc07803
dsc07804

Пресс-служба ЦНК