Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

В Центре национальных культур состоялся фольклорный праздник финно-угорских народов «Живая нить». Три национальные общественные организации Нижневартовска – Центр коренных народов Севера «Тор-Най», удмуртская национально-культурная автономия и марийская общественная организация «Марий Ушем» делились со зрителями красотой и самобытностью своей культуры, каждая из которых исключительна и, в то же время, переплетена с другой языковым богатством, фольклорным колоритом и историей.

«Живая нить» проводится в Нижневартовске в третий раз. Автор идеи – Фёдор Никитин, солист фольклорного ансамбля «Тор-Най», лауреат Премии Губернатора ХМАО-Югры «За развитие культуры коренных малочисленных народов Севера». В основе проекта – пропаганда традиционной культуры и ремёсел финно-угорских народов, приобщение вартовчан к народному творчеству, выявление ярких самобытных исполнителей и укрепление культурных связей между финно-угорскими народами в ХМАО-Югре. «Живая нить» является значимым проектом социально-ориентированной, некоммерческой общественной организации «Центр коренных народов Севера «Тор-Най». Финно-угорский проект имеет большой успех среди горожан и успешно реализовывается, благодаря тесному сотрудничеству с Центром национальных культур.

Праздник открылся выставочной экспозицией финно-угров. Здесь хантыйские ритуальные покрывала, берестяные кузовки, удмуртские рушники и женские национальные украшения, книги марийских писателей и поэтов. Анатолий Малькин – председатель удмуртской автономии, с гордостью демонстрировал удмуртский мужской национальный костюм – белоснежную рубаху, расшитую красной нитью. По словам Анатолия Васильевича, «Живая нить» - это прекрасная возможность встретиться со своими земляками, ещё раз прикоснуться к родной культуре.

Гостей угощали национальными пирогами с клюквой и брусникой.

Хантыйским колоритом завораживали зрителей участники фольклорного ансамбля «Тор-Най», участницы удмуртского ансамбля «Инвожо» пели народные песни и плясали «Удмуртскую плясовую», а ансамбль «Мари» исполнил задорные частушки и танец восточных марийцев. Кульминацией мероприятия стали обряды, игры, ритуалы. Участники праздника прыгали через марийские лапти, танцевали на удмуртской скамейке. Всё действо завершилось обрядом «Солнца день». Украшением вечера стало выступление творческих коллективов Центра национальных культур.

1-2
3-2
4-2
5-2
7-2

Пресс-служба ЦНК

18 октября в Центре национальных культур состоялась познавательная программа «Ям-алан». В переводе с хантыйского «Ям-алан» означает пожелание хорошего дня, хорошего года. Гости мероприятия - ребята из школы № 12 знакомились с традициями и обычаями народов ханты и манси. Мальчишки и девчонки расположились в уютном фойе Центра, возле хантыйского чума. Внимание ребят привлекла ритуальное покрывало, нарты и священная берёза– обязательные атрибуты югорских народов. Но главным символом мероприятия стал бубен, олицетворяющий жизнь, землю и древнюю культуру коренных жителей Югры. Школьники с интересом слушали рассказ специалиста по фольклору Инны Антоновой о чудодейственной силе хантыйского шамана.

Слово «ШАМАН» (правильно произносится как «ша-маан») пришло из эвенкского языка и имеет в нем значение «тот, кто знает». В другом источнике указывается, что это слово произошло от тунгусского «саман» и здесь можно отметить его прямое сходство со словом из хинди, где саман означает «равный». В лексиконе ханты и манси есть термин для обозначения человека, который бьёт в бубен, созывает духов-помощников и лечит людей. Такого человека называют «Ёл», что буквально означает «Ворожит человека». Встретится с шаманом сейчас непросто. При этом свои умения он не афишируют: «кому надо, те и так знают, а из любопытства обращаться к духам — большой грех». Ханты убеждены, что шаману нельзя отказаться от своего призвания. Стоит хотя бы раз отвернуться от духов, прогнать их, как придет их еще больше. Они будут являться во сне, заглядывать в окна, красть пищу. Шаман будет недосыпать, недоедать и, наконец, умрет. Это и есть одна из особенностей хантыйского шаманства. Перед тем как обратиться к духам, шаман облачается в специальный костюм, садится на оленью шкуру и держит бубен над огнем. Держа его в правой руке, а колотушку в левой, шаман начинает тихо и ритмично бить в бубен, сопровождая каждый удар протяжным монотонным взыванием к духам. Постепенно ритм нарастает, пение становилось громче, а затем резко обрывается. Это означает, что шаман достиг состояния транса, и духи явились ему. Если душа шамана сама отправляется в мир духов, он под аккомпанемент бубна описывает свое путешествие. В конце камлания шаман объявляет людям решение духов.

Самобытность культуры народов ханты и манси продемонстрировала Мария Рогоева из древнего рода Ахтиных. В её танцевальной композиции ребята разглядели летящих северных птиц, рукодельную работу хантыйской женщины, греблю на обласе и ритуальные движения «Солнца День». Нижневартовские школьники угощались серной ягодой – клюквой и участвовали в национальных играх –югорском многоборье. Мальчишки и девчонки прыгали через нарты, перетягивали палку. Завершилось мероприятие ритуальным кругом дружбы, вокруг «священного огня», который дарит «Тор-Най».

По словам руководителя фольклорного ансамбля «Тор-Най» Инны Антоновой, такие мероприятия очень важны, ведь ребята узнают особенности края, в котором живут, традиции и обычаи коренных народов Югры, со своей древней и удивительной культурой!

Пресс-служба ЦНК

Башкирия, Моя земля и небо, Моя любовь, Мой соловьиный край! Мне жаль того, Кто здесь ни разу не был. Мне жаль того, кому не пел курай.

В минувшее воскресенье в Центре национальных культур состоялся День башкирской культуры. Мероприятие было посвящено 100-летию со дня образования республики Башкортостан. Респу́блика Башкортоста́н Образована 15 ноября 1917 года как национально-территориальная автономия Башкурдистан, с 20 марта 1919 года, в результате подписания соглашения центральной Советской власти с Башкирским Правительством о Советской Автономной Башкирии, именовалась Башкирской АССР] и является первой национальной автономной республикой на территории современной России. С 11 октября 1990 года называлась Башкирской Советской Социалистической Республикой — Башкортостан, с 25 февраля 1992 года носит наименование Республика Башкортостан. Башкиры представляют собой один из древних народов Евразии, сформировавшийся на Южном Урале как самостоятельный этнос в первой половине 1 тысячелетия н. э.

Сегодня Башкортостан является одним из ведущих индустриальных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации. Республика – один из основных нефтедобывающих регионов страны, центр химической промышленности и машиностроения. Ведущими отраслями специализации являются топливная промышленность, химия и нефтехимия, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, сельскохозяйственная, легкая и пищевая промышленности. В республике созданы научно-производственные кластеры в энергетике, химии, машиностроении и ряде других отраслей, включающие в себя центры подготовки кадров, исследовательские институты, опытные производства и промышленные комплексы. Башкортостан – многонациональный край, где проживают представители более ста народностей. По этническому составу 36,3 процента населения республики составляют русские, 29,8 процента – башкиры, 24,1 процента – татары. Коренное население республики — башкиры.

dsc05214
dsc05221
dsc05222
dsc05223
dsc05224
dsc05225
dsc05226
dsc05227
dsc05228
dsc05229
dsc05230
dsc05231
dsc05232
dsc05233
dsc05235
dsc05246
dsc05247
dsc05248
dsc05249

В республике также проживают чуваши, марийцы, украинцы, мордва, немцы и представители других национальностей. Расположившаяся на южных склонах Урала республика Башкортостан знаменита своими природными достопримечательностями, куда съезжаются туристы со всего мира. Это и горы Шиханы, тянущиеся вдоль реки Белой, и водопад Атыш, Аскинская ледяная пещера,башкирский заповедник, занесенный в Красную книгу, мавзолеи Хусейн-бека и Тура-хана, Свято-Сергиевский кафедральный собор и соборная мечеть Ляля-Тюльпан – одно из главных святых мест для мусульман в Башкирии, получившая своё название благодаря схожести ее башен с этим цветком. На Дне башкирской гостей приглашали в башкирскую юрту и угощали традиционными кушаньями, среди которых баурсаки, кабартма, кумыс. Открыл мероприятие Ильфат Кинзябаев – председатель Региональной молодёжной общественной организации «Башкиры Югры». Несмотря на то, что организация довольно молодая, её участники очень деятельные и творческие люди. «Башкиры Югры» активно участвуют в мероприятиях города и Центра национальных культур. Поздравить нижневартовских башкир пришли коллеги и друзья, среди которых председатели и представители национальных общественных организаций Нижневартовска. Пожелания мира и добра звучали в зрительном зале, а концертная программа была насыщена башкирским колоритом и праздничной тёплой атмосферой. В это вечер танцевальные и песенные подарки принимали от творческого коллектива «Башкиры Югры» ( Ильфат Кинзябаев, Эльвира Файзуллина, Ляйсан Сапрыгина, Фидаис Ганеев, Гульшат Хусаинова, Гузель Каракинова, Светлана Ситинова), народного татаро-башкирского ансамбля «Шатлык», ансамбля «Мари»). Завершилось мероприятие песней –гимном «Башкортостан» в исполнении участников этого самобытного и красивого праздника.

Пресс-служба ЦНК

Мама…Это слово не может нас не заставить вздрогнуть, почувствовать тепло и свет. Мать является душой мира, его началом и бесконечностью. Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери согревает ребёнка своим теплом всю жизнь.

С таким посылом и с национальным колоритом в минувшую субботу в Центре национальных культур состоялась литературно-музыкальная гостиная, посвящённая Дню матери. Организаторы мероприятия МБУ «Центр национальных культур» и нижневартовская национальная общественная организация белорусской культуры «Белая Русь». 14 октября в Беларуси отмечают день матери, дата празднования которого приурочена к великому православному празднику – Покрову Пресвятой Богородицы.

dsc05123
dsc05129
dsc05134
dsc05144
dsc05150
dsc05152
dsc05153
dsc05155
dsc05157
dsc05164

Истоки Дня матери — в глубоком уважительном отношении к женщине-матери. На протяжении всей жизни у каждого человека самые теплые чувства, светлые и незабываемые воспоминания ассоциируются с образом мамы. Она дает первые уроки нравственности, духовности, доброты и терпимости. Великое значение этого праздника в деле укрепления семейных устоев вообще и в частности установления более тесной сердечной связи между детьми и матерями несомненно. Созидающая роль матери, позитивные жизненные ориентиры детей — это те основы, без которых невозможно укрепление престижа семьи, духовное возрождение общества, формирование гражданских институтов, полноценное развитие государства.

В литературной гостиной читали стихи и пели песни ансамбль «Белоросы», Тамара Арзуманян, Галина Максимова, Владимир Солянов, Анатолий Яночкин, Ольга Курганова, Вера Шепурова, посвящая их самому дорогому на свете человеку.

Пресс-служба ЦНК

Открытие творческого сезона – это своего рода визитная карточка каждого учреждения культуры, которое старается сделать такое мероприятие – самым ярким, красочным и необычным. Не исключением стал и Центр национальных культур.

Концертная программа проходила в формате нон-стопа, то есть один номер перетекал в другой, тем самым образуя целостность сюжетной линии театрализованного действа, в основу которого легла легенда о хранительнице национальных культур.

«… Когда-то давным-давно, когда мир был совсем бесцветен и беззвучен, когда люди были единым народом и говорили на одном языке… появилось чудо… Из далеких галактик вниз, на просторы огромной земли спустилась она… маленькая девочка, не знающая своего предназначения. Она даровала людям талант и превосходство, грацию, изящество и красоту. Каждый мечтал дотронуться до её цветных полосок и окунуться в её яркий, сверкающий мир. И был поделен мир на разные народы и народности, и у каждого появился свой язык, свои традиции, свои особенности. И постепенно мир обретал краски, наполняя его творчеством, звуками, любовью. Народы решили отблагодарить то чудо, которое дохнуло в них жизнь, которая оберегала все народы, зарождала традиции и обычаи, хранила и защищала веру в себя, веру в жизнь. И дали они ей имя… и имя ее – ХРАНИТЕЛЬНИЦА! Хранительница народов, наций, дружбы! И жила она в Центре, в Центре всех национальных культур. В доме дружбы, в котором живет праздник…

img_6826
img_6826-1
img_6832
img_6922
img_6963
img_6963-1
img_6969
img_6969-1
img_6990
img_6990-2
img_7018-1
img_7023
img_7042
img_7118
img_7214
img_7223
img_7244-1
img_7290
img_7357
img_7372
img_7385

А дарят людям праздник, наполняя мир яркими красками творчества, добра и дружбы такие замечательные вокальные и хореографические коллективы, как «Светлячки», «Криспи», «Спринг», «Каприз», «Браво», «Радуга», «Сопрано», «Грани», «Асса», «Отрада», национальные коллективы «Тор-най», «Веселка», «Белоросы», «Мари», «Шатлык», «Илем», «Инвожо», «Башкиры Югры», а также участники театральной студии «Квадрат». По словам директора Центра национальных культур Елены Александровны Князевой, основной концепцией концертной программы Открытия сезона было показать всё разнообразие, колорит и самобытность культур народов, проживающих в нашем многонациональном городе. Так и случилось. А нескончаемые аплодисменты благодарных зрителей подтвердили живой интерес к культурам разных этносов, взаимопонимание и дружбу между народами.

Пресс-служба ЦНК