Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

10 марта на площади Нефтяников Нижневартовска развернулись праздничные гуляния с блинами, весёлыми играми, скоморохами, русскими песнями. Горожане провожали зиму и встречали весну. Яркую театрализованную и концертную программу подготовили  творческие коллективы Центра национальных культур и национальных общественных организаций города. В дружном флэшмобе отплясывали под русскую плясовую украинцы и белорусы, татары и армяне, удмурты и молдаване. Нижневартовцы с весёлым задором приняли участие в масленичных забавах и  всевозможных викторинах. Юные вартовчане посетили кукольный театр, где посмотрели сказку «Теремок», побывали в резиденции  Бабы Яги, где могли посидеть в сказочной ступе и сфотографироваться в избушке на курьих ножках. На спортивной площадке «Будь здоров» нижневартовские семьи соревновались в ловкости и сноровке, а на «Потешном дворе» лицедеи  развлекали вартовчан шуточными играми. В мероприятии приняли участие учреждения физической культуры и спорта  Нижневартовска, учреждения культуры города.  

История праздника.Масленица – древнейший народный праздник проводов зимы и встречи весны. Древний славянский праздник пришел из языческой культуры и сохранился после принятия христианства. Относится к числу праздников, составляющих подвижную часть календаря. Срок ее проведения зависит от даты главного христианского праздника – Пасхи. По православным пасхалиям празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи. Масленая неделя – просторечное название Сырной седмицы – последней перед Великим постом недели. Это подготовительная неделя к Великому посту. В христианском смысле она посвящена одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. В продолжение Масленицы православные христиане по церковному уставу не едят мясо, но употребляют в пищу рыбу и молочные продукты. Первое упоминание о Масленице известно с XVI века. Как и любое традиционно значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, она представляла собой сложный, многоплановый, регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Наиболее важными ритуальными элементами были поминальные обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников; обычаи, связанные с молодоженами; масленичные развлечения и проводы Масленицы.

Масленица издавна была общенародным праздником, не имевшим каких- либо возрастных, социальных, семейных ограничений. Неучастие в празднике могло быть оправдано только увечьем, немощью или болезнью человека. Ее радостно встречали как население сельских окраин, так и жители столицы, больших губернских и малых уездных городов России. К Масленице начинали готовиться еще с середины предыдущей недели. В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома — от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили к использованию праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: муку разных сортов для блинов и пирогов, соленую рыбу, пряники, конфеты и орехи для детей, собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло. Праздновать Масленицу начинали с понедельника следующей недели. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник – "встреча"; вторник – "заигрыши"; среда – "лакомка"; четверг – "разгул", "перелом", "широкий четверг"; пятница – "тещины вечерки"; суббота – "золовкины посиделки"; воскресенье – "проводы", "проща", "прощенье", "прощеный день". Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называвшиеся "широкой" или "разгульной Масленицей". Накануне их следовало вымыться в бане, "очистив" себя от тягот и несчастья прошедшего года. В домах прекращали постоянную работу, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым. На Масленицу накрывали обильные сытные столы из мучной и молочной пищи, а также из яиц, рыбных блюд, пирогов, кваса, пива. В праздничной трапезе обязательно присутствовали блины – языческий символ солнца и обязательный атрибут поминок. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. К Масленице приурочивалось исполнение большого количества обрядов, связанных с чествованием "новоженов" – молодых супругов, вступивших в брак в этом году. Их валяли в снегу, катали с гор на примороженных шкурах животных и санях, сажали на перевернутые бороны. Повсеместно главным праздничным действием было катание с горок – на санях, шкурах домашних животных, перевернутых скамейках, обледенелых корытах и решетах. На севере и в приволжских деревнях на возвышенных местах на масленичную неделю прокладывали параллельные жерди для катания молодежи парами. Также нарядная молодежь каталась на лошадях, переезжая из деревни в деревню с шумом, песнями и игрой на гармошке. Лошадей при этом украшали лентами, цветами и звонкими колокольчиками. Во время масленичной неделив казачьих поселениях Сибири, Урала и Красноярского края, а так же в Симбирской, Пензенской и Тульской губерниях была распространена игра "Взятие снежного городка". Традиция строительства крепостей или городков из утрамбованного снега известна с начала XVIII века. Первоначально это развлечение было характерно только для служилого населения, но позже их примеру стали следовать и сельские жители. Городки возводили на открытых и доступных местах — льду рек и озер, на площадях в крупных селах и городах.

В последний день недели в губерниях России совершались проводы Масленицы. В одних местностях ритуал бытовал в форме сожжения масленичного чучела, в других – в виде проводов-похорон. В северных, центральных и поволжских губерниях Масленица в последний день праздника подвергалась сожжению на специальном костре. Символ праздника участники масленичного поезда привозили или приносили насаженным на шест сразу после гуляния и объезда деревни, ближе к сумеркам. При этом все сопровождавшие громко пели, смеялись и кричали. Масленичный поезд насчитывал в некоторых местах несколько сот лошадей. Участники процессии часто обряжались в соломенные колпаки и кафтаны, которые также бросали позднее в костер. Масленица могла иметь различные воплощения – в виде соломенной или деревянной куклы; снопа с нарисованным лицом, надетого на жердь; сосновой или еловой ветки, украшенной лентами, платками и бубенцами. В сожжении масленичной куклы принимало обязательное участие все население данного села или деревни, но главным исполнителем ритуала являлась молодежь. Хотяк ХIХ — началу ХХ века большая часть обрядов утратила свое ритуальное значение и стала носить развлекательный характер, Масленица по-прежнему символизирует собой рубеж зимы и весны, сытой веселой жизни в течение масленичной недели и аскетизм, голодание и покаяние Великого поста. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

dsc00723
dsc00755
dsc00764
dsc00768
dsc00739
dsc00745
dsc00612
dsc00626
dsc00659
dsc00664
dsc00668
dsc00680
dsc00706
dsc00588
dsc00590
dsc00592
dsc00598
dsc00603
dsc00606
dsc00573
dsc00574
dsc00579
dsc00565
dsc00569
dsc00538
dsc00540
dsc00547
dsc00552
dsc00554
dsc00556
dsc00558
dsc00561

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Масленица – один из самых любимых и ожидаемых праздников на Руси. Масленичная неделя — последняя неделя до наступления Великого поста. Масленичная неделя своими корнями уходит в языческие времена древних славян. В те времена праздник ассоциировался с Днем весеннего равноденствия. С принятием на Руси христианства традиции празднования Масленицы сохранились, но сам праздник перекочевал в предпасхальную неделю. Поскольку сама Пасха каждый год имеет разные сроки, то и Масленица проводится в разный период. В 2019 году блины нужно печь с 4 по 10 марта.Неделя начиналась с изготовления соломенной куклы, символизирующей Масленую неделю. Одетую куклу «Масленицу» устанавливали на возвышенности и пели зазывные песни, приглашавшие Масленицу покататься на санях и в блинах изваляться. В этот же день готовились места народных гуляний: закатывались горки, чистились балаганы. Хозяйки начинали готовить праздничные угощения: блины, оладьи, пироги, калачи и наливки. Когда масленичный стол был готов, зазывали гостей. Масленичный вторник называют заигрышем. В этот день молодежь начинала оказывать друг другу повышенное внимание. Заигрыш был лучшим днем для поиска пары: девушки и парни обменивались записками-заигрышами, катались на горках и принимали участие в других забавах. Девушки демонстрировали избранниками свои хозяйские навыки, угощая гостей праздничными блюдами.В среду-лакомку было принято ходить к теще на блины.  В праздничном застолье принимали участие все родственники. Но теща умасливала блинами прежде всего  зятя. Четвертый день Масленицы — начало широких народных гуляний, прекращались все работы. Улицы старинных поселений заполнялись веселящимся людом: звучали песни, смех и перезвон колокольцев, сопровождавший санные повозки. Скоморохи устраивали потехи для публики. Парни тешились в кулачных боях и проказах. В пятницу наступала очередь зятьев ублажать тещ праздничными блинами. Причем зять был обязан самолично пригласить родственницу в гости. За столом с угощением собиралась, как правило, вся родня. В субботу проходили золовкины посиделки. Расписание Масленичной недели обязывает и невесток-молодух проявить свое кулинарное мастерство, созвав всех родственников. Особый почет полагалось воздать золовке.Воскресенье — апогей Масленицы. К вечеру разводили костер и сжигали соломенную куклу «Масленицу». На возвышенности укреплялся длинный шест с колесом наверху. Крутящийся обод колеса символизировал приближение солнца, увеличение длительности светового дня. Вокруг шеста укладывали дрова, веники. Гуляние сопровождалось песнями, катанием на санных упряжках с крутых гор. Полыхающие костры были видны из деревни в деревню.В Древней Руси Масленичная неделя символизировала возрождение жизни. Круглый блин олицетворял солнце — главный символ жизни. В Масленичную неделю было принято проводить свадьбы.

В минувший вторник в Центре национальных культур прошло мероприятие   «Гуляй народ, масленица у ворот!». Гости  участвовали в масленичных играх, танцевали, пели частушки, угощались блинами. Много интересного зрители узнали об истории праздника Масленица, о том, как в старину на Руси проводили масленичную неделю. Для вартовчан в этот вечер пели участники ансамбля «Белоросы» Галина Максимова и Владимир Солямов, чувашский ансамбль «Илем», Дмитрий Верещагин.

dsc00489
dsc00493
dsc00495
dsc00501
dsc00506
dsc00508
dsc00509

Пресс-служба ЦНК

2 марта в Центре национальных культур состоялся молдавский праздник встречи  весны «Мэрцишор».

Мэрцишор - один из любимых национальных праздников молдаван и румын, означающий приход календарной весны. Происходит от слова Мэрць (по румынски martie). Приходится праздник на первый день весны-1 марта. Есть легенда, связанная с мэрцишором. Однажды Фэт Фрумос (если дословно переводить, то красивый парень) гулял по лесу и набрел на занесенную снегом поляну. Он увидел одинокий цветок и  спросил:"Что ты за цветок?" А цветок ответил: "Подснежник". "А разве ты не боишься холода?"- снова обратился Фэт. "Нет, не боюсь, - ответил цветочек, к тому же я возвещаю о приходе весны". Их разговор услышала вьюга и начала свирепствовать. Замерз Фэт Фрумос , и умирая,  закрыл своим телом прекрасный цветок, спасая его от холода. Горячая кровь Фэта полилась на цветок, а сам Фэт превратился в подснежник. И росли эти два цветка рядом, оберегая друг друга.«Мэрцишор» ежегодно празднуется в Молдове. Это праздник яркого фольклорного разноцветья, оригинального народного творчества, который привлекает художественные коллективы, солистов, мастеров искусств из самых разных стран, объединяющий благородной идеей добра, солидарности, мира, горячим желанием поделиться сокровищами национального искусства, вновь прикоснуться к наиболее сокровенным, историческим его пластам.  В этот день люди дарят друг другу  маленькие красно-белые (цвет снега и крови) амулеты – марцишорки, в идее цветочков из нитей, с пожеланиями счастья, любви, удачи во всех делах, как символ наступившей весны и новых надежд. Их вешают на одежду с левой стороны, там, где сердце, и носят до конца марта. Затем снимают и развешивают на деревьях.

Поздравить нижневартовских молдаван с праздником весны пришло много гостей, многие приехали из Мегиона, Когалыма, Нефтеюганска и Стрежевого. Мероприятие открыла Лилия Романовна Бурлак - председатель  Нижневартовской городской местной общественной организации «Молдавский национально-культурный центр «Нуфэрул Алб» («Белая Лилия»). С поздравительными словами на сцене ЦНК выступили Князев Евгений Петрович – директор Департамента по социальной политике Администрации города Нижневартовска и Сергей Фёдорович Землянкин - депутат города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа; президент Торгово-промышленной палаты города Нижневартовска; К поздравлениям присоединились Елена Александровна Князева – директор МБУ «Центр национальных культур» и председатели национальных общественных организаций. Свои творческие «мэрцишорки» в это вечер  дарили творческий коллектив  молдавского национально-культурного центра «Нуфэрул Алб» («Белая Лилия»), шоу-группа «Агония», Владислав Семёнов, Снежана Букатару,Владимир Иванов и Екатерина Тарасова, Дарья Толстова.

dsc00470
dsc00485
dsc00473
dsc00476
dsc00477
dsc00479
dsc00483

Пресс-служба ЦНК

 

Поздравляем студию современной хореографии «ГРАНИ» и его руководителя Наталью Николаевну Московус высокими наградами на Международном творческом фестивале-конкурсе «Творческие открытия» в городе Санкт-Петербурге: Диплом Лауреата 1 степени  в номинации «Хореографическое творчество. Народная стилизация» и  Диплом Лауреата 2 степенив номинации «Хореографическое творчество. Современный танец». Желаем дальнейших успехов и новых побед!!!

 

 

Коллектив Центра национальных культур

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра «шефствует» над двумя городами Крыма — Евпаторией и Саки. Соответствующее соглашение было подписано главой Югры Натальей Комаровой и главой Крыма Сергеем Аксёновым. Кроме того, заключены соглашения о межмуниципальном сотрудничестве между Ураем и Саки, а также Нижневартовском и Евпаторией.

В 2015 году глава города Нижневартовска и глава города Евпатория подписали соглашение о межмуниципальном сотрудничестве. Согласно положениям документа муниципалитеты создают благоприятные условия для обмена научно-технической, экономической, правовой и иной информацией. Активно содействуют расширению связей между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в областях экономики, инвестиций и инноваций, торговли и промышленности, строительства и архитектуры, агропромышленного комплекса, развития малого и среднего предпринимательства, здравоохранения и образования, культуры, спорта, туризма и в других вопросах местного значения.

В марте 2019 года Республика Крым и муниципальное образование городской округ Евпатория празднует 5-летний юбилей «Крымской весны». День Общекрымского референдума и День воссоединения Крыма с Россией стали для всех жителей Крымского полуострова символом новой жизни, свободы, торжества исторической справедливости. На имя Главы города Нижневартовска Василия Владимировича Тихонова поступило приглашение на праздничные мероприятия, посвящённые этому знаменательному событию. Почётное право быть в составе делегации Нижневартовска досталось творческому коллективу Центра национальных культур - школе кавказских танцев «Асса». Пожелаем нашим землякам успешной поездки!