Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

Празднования наступившего 2018 года уже завершились, но жители Нижневартовска вновь встречали Новый Год, только уже по хантыйскому календарю.  18 января в Центре национальных культур состоялась встреча с Ики Морозовичем, то есть хантыйским дедом Морозом. Ведущая праздника Анастасия Прасина – юная представительница хантыйского рода Прасиных и председатель центра коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най» Инна Антонова посвящали гостей в волшебство древней культуры остяков и вагулов. Было рассказано о январских природных приметах, которые помогали северным народам выживать в суровых условиях, а также о том, с какими традициями и обычаями ханты и манси связывали дни январского календаря.

ЯНВАРЬ – середина зимы, «месяц сильных морозов». В его образном определении ханты и манси едины - «январь-месяц, ломающий топорища». «За один день мороз тридцать топорищ сломал!», - говорят обские угры. И сразу понятно – в этот день мороз был трескучим. Январь у ханты – это нижняя точка зимы. В большинстве югорских календарей январь называется месяцем «замор рек» - в это время природа замирает. У тромъеганских ханты январь называется месяцем «малых жертвоприношений». В это время ханты не охотились и не рыбачили, а отдыхали, поэтому январь – месяц беззаботный.  Приходя друг к другу в гости ханты совершали совместную трапезу, общались с духами, вселяющими в них «родственную силу», столь необходимую в условиях холодной зимы. В календаре северных манси январь называется «лесным месяцем» или «лесным стариком». Ики Морозовича не случайно «приглашают в гости», именно в январе. Приходит пора будить спящую природу. Замиранию природы противопоставляется оживление, общение между людьми. Приходя друг к другу в гости, ханты совершали совместную трапезу, общались с духами, вселяющими в них «родственную силу», столь необходимую в условиях холодной зимы, одаривали друг друга подарками.

На огонёк заглянули и другие представители финно-угров – удмурты. Ансамбль «Инвожо» и председатель удмуртской автономии Анатолий Малькин поделились со зрителями удмуртскими обрядами, связанными с рождественскими праздниками. Северяне калядовали, играли в национальные игры, привязывали на веточки ёлки баранки и «били» в священный бубен, призывая силы природы к благополучному году, а  Ики Морозович пригласил гостей отведать вкусный чай с национальными угощениями.

Пресс-служба ЦНК

В Центре национальных культур 19 января состоялось мероприятие «Украинские вечерницы», организованное совместно с нижневартовской национальной общественной организацией «Культурно-просветительское общество «Украина». Мероприятие проходило на сцене ЦНК и представляло собой театрализованную программу рождественских праздников. Главные персонажи действа– Хозяйка и её дочь пригласили гостей на Святки. Гости пели песни вместе с хором украинской песни «Веселка» и детским ансамблем «Барвинок», забавлялись святочными играми и, конечно же,  гадали.

Святками называются две недели зимних праздников, от Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января, до Крещения, празднуемого 19 января. Одной из ярких особенностей Святок являлись гадания. Своими корнями святочные гадания уходят во времена языческой Руси. Именно гаданиям во времена зимнего солнцестояния (а это и есть период святок) придавалось особое значение. Считалось, что именно в эти дни потусторонние силы были наиболее активны. А границы между мирами более тонки, что и способствовало более правдивому результату новогодних, рождественских и святочных гаданий. Гадания на Рождество по праву считается наиболее правдивыми. В каждой крестьянской семье совершались гадания об урожае. Вечерами гадания на блюдцах устраивали девушки, нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Способов гаданий на Руси было придумано огромное множество, но основная тема всех святочных гаданий – это гадание на суженого (жениха). Это и понятно, ведь в стародавние времена, судьба девушки целиком зависела от того, насколько удачно она выйдет замуж.

«Уж как наша Коляда не мала, не велика, Коляда-моляда, золотая борода, позолоченный усок, по рублю за волосок!», - слышались отовсюду святочные зазывалки
Коляда  - славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядованиеколядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игрыгадания.  Известный нам обычай колядовать на Рождество появился  после Крещения Руси. Колядование - один из святочных обрядов обходного характера, который совершался в рождественский сочельник, рано утром в Рождество или в день наступления Нового года, реже - накануне Крещенья. Подойдя к дому, колядовщики  поздравляли хозяев и исполняли колядки - обрядовые песни с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия в новом году.     На Украине после колядования обычно усаживали детей (колядовщиков) на порог дома на охапку сена, заставляли  их «квохтать» — «чтобы куры лучше неслись».

Колядки на Украине  назвались щедривками. Эти  самобытные украинские песни стали украшением нижневартовских «Вечерниц».

Щедривки - это обрядовые песни, которые исполняют во время рождественских праздников, в Щедрый вечер — вечер накануне Старого Нового года, 13 января. Обычай щедрования очень древний, скорее всего, еще дохристианский. А по христианскому календарю 13 января — это день преподобной Мелании. Некоторые щедривки содержат упоминания о ней. Обычно щедривки содержат пожелания хорошего урожая, приплода домашнего скота, хорошего роения пчел, мира и благополучия в семье. Как и в колядках, в щедривках высказывают уважения к хозяевам дома и ко всей семье. Традиционный припев почти любой щедривки — «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!».

На «огонёк» заглянули ряженые и привели с собой «козу».

 Коза в народных обрядах является символом и плодородия, богатства. В то же время коза выступает как оберег. По украинскому поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даёт чаровникам приблизиться к отаре. Атрибуты ряженой «козы» — вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Украинцы макет головы «козы» носили на длинном шесте, поверх которого крепился балахон, скрывавший фигуру исполнителя. Рождественско-новогодний обряд «вождения козы»  - один из самых ярких рождественских обрядов.  Ядром обряда являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…» с припевом «О-го-го, коза», где в гиперболизированных образах рисуется будущий урожай («где коза рогом — там жито стогом», «где коза хвостом — там жито кустом» и т. п.). Песня сопровождалась танцем-пантомимой: вначале коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив кусок сала, она «воскресала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.

Завершился праздник пожеланиями крепкого здоровья, благополучия, душевного тепла и мира!

dsc06401
dsc06400
dsc06398
dsc06396
dsc06388
dsc06409
dsc06408
dsc06404

 Пресс-служба ЦНК

В то время как нижневартовцы поднимали бокалы за наступивший 2018 год, творческий коллектив Центра национальных культур поздравлял своих земляков на главной площади города. Вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой, вартовчане приняли активное участие в новогоднем флэшмобе, весёлых «кричалках» и праздничном хороводе вокруг красавицы-ёлки.  Центр национальных культур поздравил югорчан и с Рождеством, подготовив яркую игровую программу. 6 января на площади Нефтяников развернулось народное гулянье. Горожане, от мала до велика, играли в русские народные игры и забавы, участвовали в танцевальных программах и конкурсах. И всё это под зажигательную музыку и песни в исполнении вокальных коллективов «Спринг» и «Сопрано». Вартовчане не только бурно аплодировали артистам, но и приплясывали в такт музыки. Ростовые зверушки развлекали самых юных нижневартовцев, а Дед Мороз и Снегурочка на правах главных новогодних волшебников не уставали поздравлять с Новым Годом и Рождеством, и желать жителям этого славного города сибирского здоровья и крепкого мира!

image-0-02-05-d21
image-0-02-05-723
image-0-02-05-5ec
image-0-02-05-490
image-0-02-05-624
image-0-02-05-9ea

Пресс-служба ЦНК

На протяжении одиннадцати дней Центр национальных культур дарил юным вартовчанам новогоднюю сказку. Здесь прошли новогодние представления для детей разных возрастов. Самым маленьким нижневартовцам была представлена игровая программа «Кто сказал «Мяу?». Малыши вместе с Собачкой путешествовали по новогоднему лесу, играли в снежки, ловили вредного кота, который пытался помешать ребятам веселиться. Дед Мороз и Снегурочка поздравили девчонок и мальчишек с Новым годом весёлыми песнями и дружным хороводом.

С большим успехом прошло и представление «ГАВорят под Новый год». В новогоднюю программу, которая проводилась совместно с театром массовых действ «Бенефис», вошёл музыкальный спектакль «Восточная лампа Аладдина» и интерактивная программа возле красавицы-ёлки. Зрители окунулись в необыкновенный колорит восточной сказки. Вместе с принцессой Жасмин, Аладдином, попугаем Яго и обезьянкой Абу мальчишки и девчонки помогали Деду Морозу и Снегурочке найти дорогу на праздник. Красочные костюмы, прекрасная аранжировка современных песенных композиций и неподражаемая игра актёров вызывали у юных зрителей бурю положительных эмоций.

Для школьников среднего и старшего возраста Центр национальных культур подготовил диско-вечер «Лапы вверх». Двухчасовая развлекательная, танцевальная программа не оставила равнодушными гостей мероприятия. Вместе с символом наступившего года - Собакой подростки участвовали в забавных конкурсах и танцевальных батлах. Восторг ребят вызывал танцующий современные танцы Дед Мороз, пожелавший нижневартовцам в Новом году добра, мира и исполнения заветных желаний!

Всего в период новогодних каникул в Центре национальных культур прошло более пятидесяти новогодних представлений.

dsc06343
dsc06341
dsc06339
dsc06348
dsc06347
dsc06345
dsc06336
dsc06335
dsc06332
dsc06330
dsc06328
dsc06319
dsc06317
dsc06314
dsc06313
dsc06311
dsc06320
dsc06356
dsc06355
dsc06353
dsc06352
dsc06350
dsc06358