Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

В Центре национальных культур состоялся День воинской славы казаков «Где казак, там  слава». Поздравления принимала нижневартовское хуторское казачье общество «Приобский» и её председатель Александр Волков.

«Вся история России сделана казачеством» - писал Лев Толстой. Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей  Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела создать войско для  охраны Российских рубежей. За доблестную службу не раз казаки были отмечены наградами. Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине-красная форма. С малых лет казаков обучали военному искусству. И не только. Каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками. Искусно обращались казаки с природными материалами: деревом и лозой, кожей и глиной, металлом и бисером. Казаки всегда любили жить в красоте и комфорте: мастеровые в казачьих хуторах и станицах из века в век совершенствовали свои искусства, создавая неповторимые шедевры рукоделия: кружевные подзоры, рушники и скатерти, макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек, разного рода корзины и тончайшую резьбу по дереву, используемую в украшении наличников куреней. Рукопашному бою учили с трёх лет, стрелять с семи,  а владеть шашкой с десяти лет. И к шестнадцати годам это были уже вполне удалые казачки! А пока они росли и учились военным хитростям, слушали песни о своей будущей службе. Но не только сражаться и трудиться умели казаки, умели они отдыхать и  веселиться. От рождения до глубокой старости не расстаётся казак с песней: она постоянная спутница его беспокойной казачьей жизни. Традиционные казачьи песни хранят память о старинном укладе жизни казаков и знаковых событиях их истории. Народные казачьи песни оставались достоянием казачества на протяжении более четырех сотен лет, однако только в середине XIX века появился первый серьезный сборник донского песенного фольклора.  Не забывают казаки своих песен. Наравне с воинской выучкой и исконными казачьими ремеслами, историей родного края и собственного рода, передаются из уст в уста бережно сохраняемые в семьях казаков народные песни. А какой казачий праздник без хорошей пляски? В наши дни казачьи песни и пляски оживают в исполнении многочисленных фольклорных коллективов, представляющих казачью культуру. Разумеется, казачья культура жива не одними песнями да плясками. Испокон веков собирались казаки со всех станиц и хуторов, дабы померяться удалью и мастерством ратным и конным.
​      На казачьем празднике в Центре национальных культур звучало много прекрасных песен в исполнении ансамбля казачьей песни «Отрада», «За тихой рекой», «Снежочки», «Да по улочке» - в них вся душа русская, в них сама Русь! Украшением вечера стало выступление хореографических коллективов «Радуга», «Грани», «Браво», а также дуэта Максима и Елизаветы Волковых, Дарьи Толстовой. Клуб фланкировки «Сибирская вольница» продемонстрировал зрителям казачью удаль, мастерство владения шашкой и саблей. Не обошлось без приятных сюрпризов – Администрация Центра национальных культур объявила благодарность Хуторскому казачьему обществу «Приобский» за сохранение мира и согласия в городе Нижневартовске, укрепление дружбы между народами и развитие национальных культур и вручена наградная плакетка и книга, посвященная 45-летию Нижневартовска. Зрители не уставали аплодировать нижневартовским казакам за возможность познакомиться с уникальной и самобытной культурой, пронесенной через многие века.

Материал подготовила Бровко М.В.

Заведующий концертно-зрелищным отделом

МБУ «Центр национальных культур»

В Центре национальных культур состоялась литературно-музыкальная гостиная «Чайные традиции народов Мира». В мероприятии приняли участие национальные общественные организации города Нижневартовска. Мероприятие проводилось по муниципальной программе «Профилактика терроризма и экстремизма на 2015-2020 годы».

Гостей гостиной знакомили с русскими, татарскими, азербайджанскими, хантыйскими чайными церемониями. Вартовчане узнали, что в Азербайджане чай любят, пьют его много и не только после, но и до еды. Часто заваривают чай с местными дикорастущими травами, имеющими лечебные свойства. Из видов классического чая азербайджанцы предпочитают черный байховый чай, причем очень крепкий. Пьют его не из привычных нам фарфоровых чашек или пиал, а из специальных узких сосудов грушевидной формы, которые называют «армуды». К чаю в Азербайджане подают местные сладости: разновидности халвы, пахлаву, рахат-лукум, гуймаг, шекерчурек и многие другие, составляющие славу любой восточной кухни.

 

Народы ханты и манси высоко ценили тонизирующие свойства хорошего чая. Считалось, что он придает человеку силы, поэтому обязательно пили чай перед охотой и длительными пешими переходами. С XVII века, а может и раньше, в Сибирь в обмен на меха из Китая завозили особый вид чая – «кирпичный» – черный или зеленый. Изготавливали его по особой технологии из высококачественного чайного листа, формируя брусками темно- или светло-зеленого цвета с плотной и гладкой поверхностью. Кирпичный чай удобен для транспортировки, хорошо хранится, не портится от влажности и перепада температур, сохраняя свой вкус и аромат годами. Поэтому он завоевал популярность по всей Сибири и Северу. Отделить кусочек от твердого чайного кирпича можно только с большим усилием с помощью ножа или топора. Порцию чая бросают в котел, не измельчая. Вода может быть даже холодной или чуть теплой, но не кипящей. Засыпав чай в котел, его не заваривают, а именно варят, готов он тогда, когда вскипит ключом. Для заварки кирпичного чая нужно в 2 раза больше, чем обычного – байхового. С 90-х годов XIX в. кирпичный чай сменяет чай плиточный – это прессованный байховый чай, но с большим количеством чайной крошки. При заваривании он даже бывает более крепок, чем те байховые чаи, из которых его производят. Это объясняется тем, что прессование происходит сухим путем под высоким давлением. Часть пектинов и смолистых веществ выдавливается из крошки и быстрее переходит в настой. Плиточный чай также удобен в полукочевом быту и даже заслужил название «сибирского». Заслышав приближающуюся упряжку, хантыйская или мансийская хозяйка подвешивала над огнем котел для чая. Это не только жест гостеприимства, но и самое верное средство помочь гостю быстрее согреться и восстановить силы. Котел успевал вскипеть за то время, пока гость распрягал оленей и стягивал с себя верхнюю одежду. Именно с чаепития начиналась трапеза в каждом сибирском жилище. Южные соседи ханты и манси варили кирпичный чай, добавляя в него молоко, масло, а порой и муку, превращая его в сытное и согревающее блюдо. На Оби разработали свою рецептуру тонизирующего напитка. Его обязательным компонентом был жир – лосиный или олений, реже – сливочное масло или оленье молоко. Кусочек топленого жира опускали прямо в чашку. Это усиливало аромат напитка, придавало ему своеобразный вкус, а главное согревало. Но лучше всего пить чай с жирной строганиной из нельмы или муксуна. Европейцу покажется нелепым глотать с мороза ледяные стружки рыбы, но в сочетании с горячим чаем они мгновенно согревают и насыщают. Вот почему хантыйская или мансийская хозяйка вместе с чаем поставит перед гостем не только хлеб и сахар, протянет ему тушку мерзлой рыбы и сплетенный из травы круглый коврик, чтобы тот мог приготовить строганину – по обычаю рыбу строгают мужчины, женщина лишь может снять с нее кожу. Хотя хозяевам всегда хотелось поскорее узнать новости, согласно традиционному этикету не принято расспрашивать гостя, пока тот не попьет чая. Чаще в котле варились травы или чага. Для приготовления горячих напитков ханты и манси и по сей день, употребляют различные травы: таволгу, лисья брусники, княженики, морошки и т.д.

«Чайный стол – душа семьи», – говорят татары. Чай пьют крепким, горячим, нередко разбавляя молоком или сливками. На званых обедах в чай по желанию гостей добавляют курагу, урюк, изюм, ломтики свежих яблок. Без чая, по существу, не обходится ни одно застолье, причем любого – со зваными или незваными гостями. Чай любят пить из маленьких чашек, чтобы не остывал. А если во время интересной беседы гость заговаривался с хозяином дома, хозяйка всегда подавала ему новую чашку со свежезаваренным чаем. В России — свой ритуал заваривания чая. Так, кипяток рекомендуется готовить в самоварах. Воду для чая предпочитали брать родниковую, мягкую. Чай на такой воде получался ароматным и свежим. В русской традиции, заваривать чай крепко было не принято. Чай готовили в заварнике и разливали по чашкам, не разбавляя водой. В случае добавления молока или сливок подогревали их и добавляли в чашки до чая.   Чай принято пить несколько раз в день.  В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь. Впервые китайский чай попал к русскому царю в 1567 год. в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы. Со временем чай добрался до Сибири, а исследователи восточной части Российской Империи обнаруживали там повсеместное употребление чая. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно. В завершении вечера зрителей литературно-музыкальной гостиной  угостили чаем, приготовленным по разным рецептам. Гости наслаждались вкусом этого божественного напитка под песенную композицию в исполнении Дарьи Тостовой.

Пресс-служба МБУ «Центр национальных культур»

18 ноября в Центр национальных культур состоялся День Чувашской культуры. Открылось мероприятие в фойе, где гостям была представлена выставка вышитых изделий, сделанных руками чувашских рукодельниц Валентины Андрейцевой и Галины Азановой.

Вышивка является одним из основных видов национального искусства Чувашии, и её невозможно перепутать с вышивкой других народов. Не зря Чувашию называют краем ста тысяч вышивок, которые славятся на весь мир.

Чувашский народный поэт Пётр Хузангай писал: «Знаете ли вы такой народ, у которого сто тысяч слов, у которого сто тысяч песен, и сто тысяч вышивок цветёт?». Торжественную часть мероприятия открыла Светлана Сергеевна Иванова– председатель чувашской национально-культурной автономии «Илем». К поздравлениям с Днём чувашской культуры присоединились председатели национальных общественных организаций Нижневартовска и директор Центра национальных культур Елена Александровна Князева. Свои творческие поздравления подготовили и творческие коллективы Центра национальных культур и национальных общественных организаций. Творческим подарком стало выступление чувашского фольклорного ансамбля «Илем», удмуртского ансамбля «Инвожо», творческого коллектива «Югорские девчата» из детского сада № 31 «Медвежонок».

dsc05520-480x640
dsc05524-480x640
dsc05525-480x640
dsc05529-480x640
dsc05532-480x640
dsc05533-480x640
dsc05534-480x640
dsc05537-480x640
dsc05538-480x640
dsc05539-480x640
dsc05541-480x640
dsc05546-480x640
dsc05557-480x640

Немного о Чувашии: Чувашская Республика расположена в центре России, на великой реке Волге. Население Чувашии — 1 млн. 353 тыс. человек. В Чувашии — девять городов: Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Алатырь, Шумерля, Козловка, Мариинский Посад, Цивильск, Ядрин.. Кроме того, 8 крупных населенных пунктов имеют статус поселков городского типа. В республике проживает более 55 национальностей, основные из которых: чуваши, русские, татары, мордва. Столица Чувашии - город Чебоксары. Предками чувашей являются полукочевые племена древних болгар и сувар, жившие в V—VIII вв. в степях Северного Кавказа. В VII—VIII вв. одна часть болгар уходит на Балканы и растворяется среди славян, другая переселяется в Среднее Поволжье и составляет этническую основу чувашей и казанских татар. Формирование чувашей в единую народность происходило на основе сельского болгарского населения, не принявшего ислам, и завершилось на рубеже XV—XVI вв. В 1551 г. чуваши вошли в состав России.

Современная Чувашия имеет отлаженную социально-культурную инфраструктуру, институты культуры и средства массовой информации (телерадиокомпания, книжные издательства, десятки газет и журналов) и др. Функционируют творческие Союзы: писателей, художников, композиторов, театральных деятелей, архитекторов, журналистов, дизайнеров. В 1992 г. учреждены Академия наук республики и Чувашская национальная академия...

В республике работают 752 массовые библиотеки, 1113 клубных учреждения, 974 киноустановки, 11 музеев. Наиболее значительные музеи: национальный, художественный и литературный в г. Чебоксары, этнопарк в пос. Ибреси, музей космонавтики в с. Шоршелы.В г. Чебоксары функционируют 5 крупных государственных профессиональных театров, 3 концертные организации и филармония: Чувашский академический драматический театр, театр оперы и балета, Чувашский театр юного зрителя, Русский драматический театр, театр кукол, академический ансамбль песни и танца.

В Чувашии имеется база для получения специального образования в области культуры и искусства. Функционируют музыкальное училище им. Ф. Павлова, , художественное училище, училище культуры в г. Цивильске (475). Кроме того, в районах и городах республики действуют 21 школа искусств, 17 художественных и 26 музыкальных школ, в которых всего обучаются 12250 детей.

Пресс-служба ЦНК

11 ноября в Центре национальных культур состоялся День удмуртской культуры.

В день своего пятилетнего юбилея поздравления принимала удмуртская местная национально-культурная автономии Нижневартовска и её председатель, а также духовный вдохновитель Анатолий Малькин. Анатолий Васильевич приехал в Нижневартовск в 1980 году по комсомольской путёвке. Работал и водителем и связистом. Но идея объединить нижневартовских удмуртов не оставляла этого замечательного человека. Хотелось найти земляков, встречаться, общаться с целью сохранения языка, национальной культуры, традиций и обычаев. В 2012 году организация начала свою деятельность, а уже в 2013 году впервые в Нижневартовске состоялся День удмуртской культуры. Воплотилась в жизнь и мечта Анатолия Васильевича – создание фольклорного ансамбля.

Инициатором создания ансамбля стала Фаина Семёновна Беляева. На сегодняшний день удмуртская автономия и ансамбль «Инвожо» - желанные гости и завсегдатаи городских мероприятия, участники ежегодного праздника дружбы народов, фольклорного праздника финно-угорских народов «Живая нить», праздника народного рукоделия и многих других мероприятий Центра национальных культур. А в 2016 году участники удмуртской национальной общественной организации вошли в состав нижневартовской делегации и представляли свою культуру в Москве на «Капитал-шоу «Поле чудес». У организации много планов на будущее. Теперь Анатолий Малькин мечтает о создании классов по изучению удмуртского языка и культуры народа, который чтит традиции своих предков. По словам Анатолия Васильевича, родной язык – это сердце всего народа. В  День удмуртской культуры друзья и коллеги поздравляли с праздником нижневартовских удмуртов и дарили творческие подарки. Это ансамбль «Илем», и творческий коллектив школы № 40, и конечно вокальные и хореографические коллективы Центра национальных культур. Ярким моментом праздника стала церемония награждения. За большой вклад в развитие и становление  коллектива «Инвожо» благодарственными письмами Удмуртской местной национально- культурной автономии Нижневартовска были награждены Алексей Львович Степанов – начальник управления буровых работ №2 Нижневартовского филиала ООО «Бурение»,  Елена Федоровна Миронова- режиссер массовых представлений Центр национальных культур, Валентина Викторовна Аймурзина- председатель нижневартовской городской общественной организации «Марий Ушем»», Инна Сергеевна Антонова- председатель Нижневартовской государственной общественной организации центр коренных малочисленных народов севера «Тор- Най», Светлана Сергеевна Иванова- председатель ОО «Илем». Лидия Алексеевна Ломакина – хореограф школы №40, Алена Ломакина, Лаура Науризбаева, Валерия Хиран  ученицы 11 «А» школы №40, Ольга Юрьевна Игнатова – учитель истории школы №40,    Максим Александрович Михайлов, Ирина Владимировна Хуторянская. Участники ансамбля «Инвожо»: Ирина Васильевна Мухачева, Савелий Блинов, Светлана Валерьевна Тарасова, Надежда Михайловна Диязова, Роксана Маратовна Бакиева, Фаина Азарьевна Федорова, Зоя Васильевна Овчинникова, Антонина Петровна Михайлова, Сергей Николаевич Корепанов, Татьяна Борисовна Майкова, Елена Аркадьевна  Любая.

Благодарственным письмом   Министерства национальной политики Удмуртской  республики удостоены Татьяна Александровна Бармина, Алевтина Васильевна Пушкина.

Благодарственным письмом  Министерства культуры и туризма Удмуртской республики  награждена Елена Александровна  Князева – директор МБУ «Центр национальных культур». Национальный колорит и самобытную атмосферу в этот день задавали участники ансамбля «Инвожо» - хранители удмуртской культуры на Югорской земле.

Особую благодарность удмуртская организация выражает Дмитрию Корепанову – режиссёру Дома Дружбы народов города Ижевска за помощь в организации Дня удмуртской культуры.

Пресс-служба МБУ «Центр национальных культур»

Два дня в Центре национальных культур проходил фестиваль детского и юношеского творчества «Многоцветье Югры». Фестиваль собрал почти четыреста талантливых и влюблённых в вокальное и хореографическое искусство вартовчан в возрасте от семи лет до двадцати одного года. Участники фестиваля занимаются в вокальных и хореографических коллективах учреждений культуры города, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования. Были среди участников и те, кто занимается творчеством самостоятельно.

Организаторами фестиваля выступили Управление культуры администрации города Нижневартовска и муниципальное бюджетное учреждение «Центр национальных культур». Фестиваль проводится в рамках муниципальной программы: «Развитие культуры и туризма города Нижневартовска на 2014-2020г». Жюри, в состав которого вошли известные и заслуженные педагоги, руководители творческих коллективов, деятели культуры и искусства города Нижневартовска оценило более восьмидесяти творческих номеров. По словам председателя жюри Елены Князевой, в этом году фестиваль порадовал большим количеством конкурсантов, исполняющих народные песни и танцы, а значит, интерес к фольклору растёт. «И конечно, приятно, что в общеобразовательных учреждениях растёт количество ребят, занимающихся музыкальным и танцевальным искусством», - делится впечатлениями Елена Александровна.

По итогам конкурса Дипломом Лауреата 1 степени были удостоены Овчинникова Ирина, вокальная группа «Кампанелла» (МБОУ «СШ № 22, Ансамбль русской песни «Соловушки», Конарёва Светлана, Зайцева Полина,(ДШИ № 3), Щёкина Софья, Никонова Полина, Нельгус Дарья (Центр детского творчества),Волковы Максим и Елизавета, Хакимова Ралина, Ирина Долбенева, вокальная группа «Сопрано», Комиссарова Татьяна, школа кавказских танцев «Асса» (Центр национальных культур), фольклорный ансамбль «Лада», вокальная группа «Кампанелла», фольклорный ансамбль «Добро» (Нижневартовский краеведческий музей имени Т.Д.Шеваева). Диплома в специальной номинации «Самая юная участница» удостоена Анна Сонина – солистка фольклорного ансамбля «Лада» из Центра детского творчества, а в номинации «За сохранение национального колорита» диплом получили Аделина Саляхова ( МБОУ «СШ №22») и Ника Губанова (МБОУ «СШ №2»). ГРАН-ПРИ фестиваля детского и юношеского творчества «Многоцветье Югры» разделили два участника: в номинации «Хореография»- ансамбль «Лантана» (детская школа искусств №2, руководитель Котлярова Надежда Николаевна, в номинации «Вокал» – Арзуманян Тамара (Центр национальных культур, руководитель Князева Елена Александровна). Хочется отметить, что как всегда, ни один участник фестиваля не ушёл без награды. Поддержку творческим ребятам оказали сеть магазинов детских игрушек «Бегемотик» (директор Роман Евгеньевич Букреев) и руководитель приёмной Дмитрия Анатольевича Медведева в городе Нижневартовске, депутату Думы города Нижневартовска Любовь Александровна Быкова.

Пресс-служба ЦНК