Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

В рубрике «Россия –это мы» продолжаем рассказывать о великих людях разных национальностей, внесших вклад в историю, культуру и искусство Российского государства.

А  Армяне

МИКАЭЛ  ТАРИВЕРДИЕВ

Популярный советский композитор  Микаэл Таривердиев появился на свет 15 августа 1931 года в Тбилиси в армянской семье. В шесть лет родители отдают Микаэла в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В восемь лет он написал несколько фортепианных пьес, а в десять - целую симфонию. В пятидесятые годы Таривердиев переезжает в Москву, где учится в консерватории и пишет музыку для кино.

Оглушительная популярность приходит к Микаэлу Таривердиеву в 1973-м после создания музыки к фильму «17 мгновений весны».В 1975 году на экраны вышел фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!»,  в котором также звучит музыка Таривердиева. Всего композитор написал музыку более чем к 130 фильмам, в их числе "Ошибка резидента" (1968) и другие фильмы этого цикла, "Король-олень" (1969), "Пропавшая экспедиция" (1975) и др.

Таривердиев пишет песни, романсы, оперы, камерные вокальные циклы, симфонии и балеты.  В рамках кинематографа Микаэл Таривердиев провозгласил "третье направление" в музыке, суть которого – донести поэзию просто, без поставленного голоса. Музыка должна быть написана на лучшие, часто необычные стихи. Первым из композиторов Микаэл Таривердиев обратился к поэзии Марины Цветаевой, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко. С попыткой создать новый стиль исполнения связана работа композитора с Еленой Камбуровой, вокальным дуэтом Галины Бесединой и Сергея Тараненко, вокальным трио "Меридиан". С музыкой Таривердиева связан дебют Аллы Пугачевой в кинематографе – в музыкальной сказке "Король-олень", фильме "Ирония судьбы, или С легким паром".

Микаэл Таривердиев скончался 5 июля 1996 года в Сочи. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. В 2002 году Микаэл Таривердиев вошел в Книгу рекордов Гиннеса как обладатель самого большого количества премий за музыку, написанную для кино.

АРНО БАБАДЖАНЯН

Еще один потрясающий советский композитор и пианист Арно Бабаджанян, написавший множество песен, ставших достоянием всего советского народа:  «Голубая тайга», «Королева красоты», «Улыбнись», «Будь со мной», «Воспоминание», «Позови меня», «Москва-река», «Благодарю тебя», «Год любви», «Загадай желание», «В нежданный час», «Встреча», «Свадьба», «Верни мне музыку», «Твои следы», «Чертово колесо», «Ноктюрн», «Лучший город земли» (песня, ставшая неофициальным гимном Москвы). И сегодня эти вечные хиты с удовольствием исполняют и известные и начинающие певцы.

Родился Арно Бабаджанян в Ереване в 1921 году.Его отец с детства стал развивать у сына музыкальные способности. В 3 года мальчик уже умел исполнять несколько мелодий на старой гармонике.  Однажды в детский сад, который посещал Арно, пришел тогда еще совсем молодой композитор Арам Хачатурян. Ему рассказали о мальчике, который выделялся среди остальных детей своим безусловным талантом. Маэстро послушал ребенка и порекомендовал его для поступления в группу одаренных детей, действующую при Ереванской консерватории. В девять лет «армянский Моцарт» написал «Пионерский марш», а в 12 — получил 1-й приз на конкурсе молодых музыкантов, исполнив «Четвертый сонет» Бетховена. Окончив Ереванскую консерваторию А.Бабаджанян переехал в Москву.

Хрущевская оттепель сделала известными многих молодых поэтов, в том числе Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского и Евгения Евтушенко. Арно Бабаджанян активно сотрудничал с этими молодыми дарованиями.  Примечательно, что одним из друзей Арно Бабаджаняна был великий певец Муслим Магомаев, азербайджанец по национальности. Арно Бабаджанян вместе  с поэтом Робертом Рождественским  написал  множество песен для Муслима Магомаева, включая самые замечательные хиты, которые исполняются до сих.

Музыка Арно Бабаджаняна интернациональна. Однако вдохновение для творчества он черпал в природе и культуре своей родины. Для этого каждый год Бабаджанян приезжал в Армению и проводил несколько месяцев в Доме композиторов в курортном городке Дилижане. Умер Арно Бабаджанян от тяжелого заболевания в 1983 году и похоронен в Ереване.

Поэт Андрей Дементьев сказал об Арно Бабаджаняне так: «Это был влюбленный в жизнь человек. В нем было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян остался композитором света и радости».

СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ


«Национальность — ленинградец. По отчеству — с Невы».

Так говорил о себе советский писатель Сергей Донатович Довлатов.Родился он  в  1941 году в интернациональной семье. Отец писателя, Донат Мечик, еврей по национальности, был режиссером-постановщиком, ушел из семьи, когда Сергею было 3 года. Его воспитывала мама Нора Довлатян,  по происхождению армянка, и чью фамилию он взял. Она играла на сцене, а с возрастом стала корректором в издательстве. Детство и юность Довлатова прошли в Ленинграде, где он окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета.

Довлатов писал острые короткие рассказы и своеобразные повести, которые советские журналы публиковать не хотели. Произведения писателя стали появляться в Самиздате и эмигрантских журналах. Это стало причиной исключения Довлатова из Союза журналистов СССР. Постоянные преследования, материальные затруднения, невозможность легально печатать свои произведения подтолкнули Довлатова к эмиграции.

В Америке у Довлатова началась совершенно иная жизнь, его книги стали издаваться одна за другой. К середине 1980-х годов он  становится знаменитым писателем, одним из символов русской литературы своего поколения.

В настоящее время в сотню книг, которую Министерство образования России рекомендовало для самостоятельного чтения, входят и четыре произведения Довлатова. Довлатов — один из самых  читаемых  советских писателей второй половины XX века, его произведения разобраны на цитаты. Режиссер Станислав Говорухин снял по его рассказам фильм «Конец прекрасной эпохи».

Сергей Довлатов не дожил даже до своего 49-го дня рождения, он  умер внезапно от сердечной недостаточности. Прах знаменитого писателя погребен в Нью-Йорке. Жизнь Довлатова была короткой, но с нами остались его уникальные книги, каждая фраза которых наполнена глубоким смыслом. Этому человеку было что сказать людям, и он воспользовался своим даром в полной мере.

АГРИППИНА  ВАГАНОВА

Эту армянскую балерину и хореографа называют матерью русского балета. Она разработала собственную методическую систему преподавания классического танца, которой пользуются до сих пор и на которой выросли все звёзды балета двадцатого века. Агриппина Акоповна родилась в 1879 году в Санкт-Петербурге, куда из Астрахани перебрался ее отец, отставной унтер-офицер Акоп Ваганов.

Когда ей исполнилось 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. У Агриппины Вагановой не было природных задатков, нужных, чтобы стать балериной: она не была высокой, изящной, пластичной. Ей приходилось тренироваться дольше и упорнее, чем другим. Ваганова постоянно оттачивала свою технику: изучала приемы виртуозной итальянской школы и французского балета с его мягкой изящной пластикой. Занимаясь классическим танцем, балерина начала вырабатывать свой собственный стиль. Особенностями ее техники специалисты называли «стальной носок», сильные прыжки и отточенные движения.

Много позже, когда Ваганова уже сделала собственную карьеру балерины, ушла со сцены по возрасту и стала сама преподавать, она радикально изменила методику преподавания: комбинировала танцевальные упражнения, складывая их в небольшие вариации. Ваганова объясняла будущим балеринам, как работают мышцы, как сделать движения более изящными и легкими.

Одна из самых известных учениц Вагановой - Марина Семенова вышла на сцену в 1925 году. После ее выступлений критики писали: «Если бы Ваганова выучила так танцевать одну только Семенову, уже этого было бы достаточно, чтобы она оставила о себе славу лучшего педагога своего времени… Это она открыла и мастерски отшлифовала драгоценный бриллиант, заставив сверкать его ярче солнца».

Многие годы Агриппина Ваганова была художественным руководителем балета Мариинского театра. Умерла она в Ленинграде в 1951 году и похоронена на Волковском кладбище. На надгробии балерины изображена танцовщица с книгой в руках.

ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ

Иван Константинович Айвазовский (при рождении Ованес Айвазян) (1817–1900) – великий русский художник армянского происхождения. Он был меценатом, а также почетным членом римской, парижской и амстердамской Академий художеств. Наиболее известен как художник-маринист, автор картин на морскую и военную тематику.

Местом его рождения является Феодосия. Айвазовский родился в небогатой семье, его отец много работал, чтобы содержать семью. Несмотря на жизненные трудности, мальчик был очень талантливым. Он сумел научиться игре на скрипке без посторонней помощи. Очень любил рисовать. После окончания обучения в симферопольской гимназии, поступил в Императорскую Академию художеств. Айвазовскому представилась честь учиться у потрясающих творческих мастеров. Его картины привлекали особое внимание. Благодаря своему таланту, Айвазовский смог окончить обучение на 2 года раньше положенного срока, и получил возможность самостоятельно работать в Крыму, а потом отправиться в командировку за границу 6 лет.

В Крыму художник занимался не только морскими пейзажами, но и изображением военных действий. Затем Айвазовский очень много проработал в Италии, посетил еще несколько стран и в 1844 году вернулся в Россию, где гулял слух, что художник погиб при кораблекрушении.

За всю жизнь он создал более 6 тысяч произведений, среди которых известные всем "Девятый вал" и "Наполеон на острове Святой Елены". Айвазовский также стал первым почетным гражданином Феодосии и завещал городу выставку картин, находящуюся в его собственном доме. Иван Айвазовский закончил свой жизненный путь в 1900 году на родине и похоронен около средневековой армянской церкви.

ЕВГЕНИЙ ВАХТАНГОВ

Легендарный театральный режиссёр, в честь которого назван Театр Вахтангова, Евгений Багратионович Вахтангов родился в  1883 году во Владикавказе, в семье армянского фабриканта и его русской жены. Юноша еще в гимназические годы увлекся театром, который и стал делом всей его жизни. Несмотря на жесткий запрет отца, Вахтангов начал выступать на сценах любительских театров Владикавказа. После окончания гимназии он поступил на физико-математическое отделение Московского университета, где также вступил в студенческий театральный кружок.

В 1911 году Евгений Вахтангов был принят в труппу Московского Художественного театра. Вскоре на молодого актера обратил внимание Константин Станиславский и поручил ему вести практические занятия по своей методике актерского мастерства в Первой студии МХАТ.  Именно в студии режиссерский дар и талант педагога развились в Вахтангове в полной мере. На сцене студии он создал несколько камерных спектаклей, где выступал и как актер. В них Евгений искал новые приемы изображения психологического состояния героя.

Евгений  Вахтангов выдвинул лозунг «фантастического реализма», на основе которого и построил теорию собственного театра. Как и К. Станиславский, он считал, что главное лицо в спектакле - актер, но всегда отделял личность исполнителя от того образа, который воплощается на сцене.

В конце концов, Евгений Вахтангов стал ставить спектакли по-своему. Декорации в них состояли из самых обычных бытовых предметов. На этой конкретной основе с помощью света и драпировок художник создавал фантастические виды сказочных городов, как, например, это сделано в его любимом спектакле «Принцесса Турандот».

Реализуя свои творческие замыслы, в 1921 году Евгений Вахтангов поставил на сцене своей студии пьесу Мориса Метерлинка «Чудо Святого Антония». Это было яркое театральное зрелище, в котором режиссер и актеры составили единый творческий ансамбль. Им удалось донести до зрителя сложную символику пьесы, раскрыть своеобразие метафорического мышления драматурга, условность характеров.

Последний спектакль Вахтангова «Принцесса Турандот» стал легендой и визитной карточкой его театра. В «Принцессе Турандот» он видел продолжение традиции народного театра «комедии масок», театра импровизации, рожденного на площадях Италии.

Творческая деятельность Евгения Вахтангова оборвалась в самой высшей своей точке.  Скончался он 29 мая 1922 года и похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. В 1926 году Вахтанговская студия стала Государственным театром им. Евг.Вахтангова.

«То, что не подслушаешь в душе народной, то, что не угадано в сердце народа, - никогда не может быть долгоценным».

Вахтангов Евгений Багратионович