Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

Людей на Земле много – несколько миллиардов, и все люди разные. Голубоглазые и кареглазые, высокие и низкие, с темным и светлым цветом кожи, умудренные опытом и совсем молодые. Каждый человек по-своему неповторим. Мы говорим на разных языках, у нас разное вероисповедание. Мы живем на разных территориях – на равнинах, в степях, в горах, под палящим солнцем и в районах вечной мерзлоты, у моря и в лесной зоне. Мы разные, но мы вместе. У всех у нас общий дом – голубая планета Земля. Нас объединяет многое: совместный труд, история, наука, спорт, культура. Мы все хотим быть успешными и счастливыми. А счастье – это, в первую очередь, мир на Земле. Жить в мире – это наша главная задача, только нашими совместными усилиями можно добиться успеха на этом поприще. У каждого из нас есть разум, есть сердце – и это мощный объединяющий фактор! Отдавая тепло сердца другим людям, человек обретает душевную красоту. Мы все умеем улыбаться. Искренняя улыбка – самое привлекательное качество на земле. Улыбнись другому – и жизнь станет чуточку светлее и лучше. Такими лучезарными улыбками и творчеством разных народов, проживающих в нашей многонациональной стране,  радовали зрителей участники концерта «Мы разные, но мы вместе», состоявшегося 15 апреля в Центре национальных культур. Многообразие национальных культур представляли детские творческие коллективы Нижневартовска. Русские хороводы, узбекские, татарские, армянские, кавказские  и еврейские танцы, белорусские народные песни и частушки, азербайджанские мелодии и марийские задушевные песенные композиции наполнили зал неповторимой атмосферой добра и дружбы. Национальным творчеством концерт украшали коллективы ЦНК «Каприз», «Браво», «Сопрано», «Асса», «Мари», «Белоросы», «Мирас»,  вокальные и хореографические ансамбли и исполнители детских школ искусств города, и Центра детского творчества - Анна Сонина, хореографический ансамбль «Югорский сувенир», «Карусель», Нина Алмасова, Ульяна Клементьева, Исмаил Гасанов, Александра Пустовалова.

img_1654
img_1630
img_1609
img_1606
img_1681

Пресс-служба ЦНК

В Центре национальных культур 14 апреля состоялась литературно-музыкальная гостиная, посвящённая весенним праздникам марийцев. Мероприятие проводится совместно с национальной общественной организацией марийской культуры «Марий Ушем» по муниципальной программе «Профилактика терроризма и экстремизма в Нижневартовске  на 2015-2020 годы».

Народные календарные праздники и обряды представляют особую ценность в культурном наследии марийского народа. Формируясь в течение многих веков, развиваясь в различных исторических условиях, они сыграли важную роль в сохранении самобытности народа. В литературно-музыкальной гостиной говорили о марийских праздниках, которые издавна отмечают в весенние месяцы.

  Агавайрем (Праздник пашни) - древний земледельческий праздник, посвящен божествам плодородия, земли и силам природы, его отмечают перед весенним севом. Агавайрем прежде считался одним из почитаемых и уважаемых марийцами календарных праздников и отмечался с большой торжественностью.К Агавайрему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд. В день праздника моются в бане, надевают чистую одежду, готовят обрядовые кушанья — блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом, варят пиво. Во время моления, обращаясь к богу праздника Юмо и божествам сил природы, молящиеся во главе с картом, просят у них плодородия полей, хорошей погоды для своевременного проведения весенне-полевых работ, предохранения будущего урожая от бурь и града, от вредителей, благополучия и счастья всем присутствующим. После моления устраиваются различные магические действия с яйцами, почитаемыми как символ плодородия. Их дарят молодым женщинам, чтобы имели много детей, зарывают в поле, надеясь получить зерна крупными, как яйца. Дети играют, катая яйца по лубу, бросают через деревья с целью воздействия на урожайность полей. Победителям в беге, конных скачках, совершаемых после моления, вручаются вышитые полотенца и яйца. Прежде старейшины во главе с картом совершали обходы полей с волынкой звуки которой якобы способствовали росту и увеличению урожая. На второй день праздника проводили подворный обход домов с молитвой и угощением пива. Молодежь играла в традиционные игры «Солык пуэн» (Давая полотенце), «Вуд йоген» (Ручеек) и т.д. Характерными для праздника являлись качания на качелях, игры возле источников воды. В праздничные дни соблюдались запреты, нельзя было красить нитки, стирать белье, устраивать шум.

Участники марийской автономии рассказывали зрителям и о таких праздниках, как «Марий Талешке Кече» (День национального героя») и «Кугече» («Пасха»). В исполнении ансамбля «Мари» прозвучали народные марийские песни. Гости мероприятия были в восторге от национального дефиле. Нижневартовские марийки демонстрировали народные костюмы и рассказывали об истории возникновения и особенностях изготовления каждого. Познавательной оказалась викторина о знании марийского края. В завершении гостиной марийские красавицы исполнили колоритный танец «Марий лум» и пригласили всех желающих принять участие в танцевальной программе.

 

Пресс-служба ЦНК

12 апреля в Центре национальных культур состоялся День казачьей культуры. Организаторы мероприятия МБУ «Центр национальных культур» и хуторское казачье общество «Приобский». Гости праздника окунулись в мир русской культуры и казачества, где царит любовь к родной земле, уважение к родителям и почитание своих предков, где вера православная и преданность служению Отчизне придают силы духу и закаляют в трудные минуты. Казачество утверждало себя в истории могучими человеческими характерами. В образе казака запечатлены такие свойства, как лихость, отвага и вечная неустрашимость. Из поколения в поколение они передавали свои традиции, обычаи, культуру. И сейчас возрождают добрую память о своих подвигах.  Но не только сражаться и трудиться умели казаки, умели они отдыхать и  веселиться. От рождения до глубокой старости не расстаётся казак с песней: она постоянная спутница его беспокойной казачьей жизни.

День казачьей культуры открыла выставка предметов быта и жизни казаков. На сцене ЦНК развернулась яркая программа. Театрализованные мизансцены о жизни казаков и концертные номера в исполнении вокальных и хореографических коллективов ЦНК наполнили зал самобытностью и колоритом казачьей культуры, в которой вся душа русского народа! Ансамбль казачьей песни «Отрада» под руководством Василия Алаторцева покорил сердца зрителей задушевными лирическими, разудалыми казачьими и шуточными песнями. Украсили День казачьей культуры ансамбль народного танца «Радуга-Дуга» (руководитель Жанетта Щенникова), хореографическая студия «Браво» (руководитель Юлия Болдырева), студия современной хореографии «Грани» (руководитель Наталья Москова), Дарья Толстова, Максим Шаманаев, ансамбль «Радуга», хор украинской песни «Веселка», Дмитрий Верещагин. Атаман Хуторского казачьего общества «Приобский» - Александр Волков поздравил вартовчан с Днём казачьей культуры и вручил благодарственные письма людям, которые сохраняют уникальную культуру русского казачества.

Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. Слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». В 19 веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.

Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью — дуваном. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным. Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799г. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» — гласит старинная казачья поговорка.

img_1551
img_1532
img_1515
img_1488
img_1500

Пресс-служба Ц Н К

Нижневартовский Центр национальных культур плодотворно сотрудничает с образовательными учреждениями Нижневартовска. Очередная встреча состоялась в минувшую субботу. Ребят из гимназии №1 Нижневартовска пригласили в Центр национальных культур на познавательную программу «О чём пел бубен». Ведущая мероприятия Инна Сергеевна Антонова – хранительница культуры ханты и манси на югорской земле, рассказала школьникам об истории Югорского края, о древних традициях северного народа и о традициях своих друзей – народах, проживающих в многонациональном Нижневартовске. Так, ребята узнали об армянском празднике «Трндез», татарском празднике «Сабантуй». Мальчишки и девчонки побывали в хантыйском чуме, приняли участие в национальных обрядах: завязали ленточки желаний на  берёзе, прыгали через «священный» огонь. Интерес у ребят вызвали хантыйский бубен, музыкальный инструмент сынквылтап, изделия из бересты и хантыйские куклы «Акань». Национальный колорит мероприятию придало выступление ансамбля «Шатлык» и Тамары Арзуманян, а завершилась познавательная программа древним обрядом  «Солнца День».  Взявшись за руки, ребята встали в большой круг и поблагодарили  большое Югорское светило, согревающее нашу Землю и наши сердца.

Пресс-служба ЦНК

9 апреля в Центре национальных культур состоялась литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству поэтов  Башкортостана. Мероприятие проводится совместно с РМОО «Башкиры Югры», по  муниципальной программе «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы».

Зрителей знакомили с творчеством башкирских поэтов. Один из самых ярких представителей башкирской литературы - народный  поэт  Республики Башкортостан - Мустай Карим.

Мустай Карим (настоящее имя Мустафа Сафич Каримов— башкирский народный поэт, писатель и драматург.  Лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева РБ (1967). Родился 20 октября 1919 года в деревне Кляшево Чишминского района. Мустай Карим начал писать в середине 30-х годов. В 1938 году вышла в свет его первая книга стихов «Отряд тронулся», в1941 году— вторая «Весенние голоса». В 1941 году окончил Башкирский государственный педагогический институт имени К. А. Тимирязева факультет языка и литературы. В августе 1942 года тяжело ранен, около полугода находился в госпиталях. После выздоровления вернулся на передовую в качестве корреспондента фронтовых газет «За честь родины», Советский воин». Карим опубликовал более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений, сборники стихов и поэм «Черные воды»,  «Европа-Азия», «Времена» и.т.д, пьесы «Страна Айгуль», «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения»,  «Не бросай огонь, Прометей!», повести «Радость нашего дома», «Таганок»,  «Долгое-долгое детство» и.т.д. Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков России и мира. По пьесе «В ночь лунного затмения» в 1987 году Свердловской киностудией был снят одноименный фильм. Повесть «Долгое-долгое детство» была экранизирована в 2004 году киностудией «Башкортостан» режиссёром-постановщиком Булатом Юсуповым. Народный поэт Башкортостана Мустай Карим скончался  21 сентября 2005 года. Похоронен на Мусульманском кладбище в Уфе. Именем Мустая Карима назван Национальный молодёжный театр Республики Башкортостан (Уфа) и улица в Уфе.  На здании, где жил М. Карим установлена мемориальная доска. 10 октября 2013 года в Уфе, перед зданием Дома профсоюзов, был открыт памятник Мустаю Кариму. Высота памятника — 6 метров, длина — 15.

Башкирские песни и танцы в исполнении творческого коллектива «Башкиры Югры» придали мероприятию национальный колорит. На фоне задушевных башкирских мелодий звучали стихи великого поэта в исполнении Алсу Шакировой, Лейсан Сапрыкиной, Зухры Хафизовой,  Ильфата Кинзябаева, Зульфии Загидуллиной, Шамиля Гильманова, Гузели Каракиновой, Гульшат Хусаиновой, Эльвиры Файзуллиной.