Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

Я не случайный гость земли родной, я - сын ее, я - человеку брат. Лишь отщепенец, раб – везде чужой…Здесь все моё, и я душой богат! - такими стихотворными строками открылась литературно- музыкальная гостиная, посвященная 100-летию со дня рождения народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима. Организаторы мероприятие МБУ «Центр национальных культур» и  РМОО «Башкиры Югры».

Однажды в Уфу пришло письмо. Адрес его был предельно прост: «Уфа. Поэту». Почтальоны, получив письмо со столь странным адресом, не растерялись и даже не удивились. Кто в Уфе самый известный поэт. Конечно, Мустай Карим. 20 октября 2019 года Республика Башкортостан отметит 100 – летний юбилей башкирского народного поэта, прозаика, драматурга – Мустая Карима. Творчество Мустая Карима стало эпохой в литературе. Первые его поэтические строки родились еще тогда, когда он учился в шестом классе, а первая книга «Отряд тронулся» вышла в свет 1938 году. Сочинения мальчика не походили на стихи других молодых людей. Он писал о красавице Дёме, восхищался её весенним разливом. Писатель Гайнан Амири сказал тогда юному Мустаю: «Твои стихи похожи на песни, какие сочиняет и поёт народ. Постарайся же писать так и дальше…» И Мустай Карим писал. Он писал о Родине, о хлебе, о войне, о человеческом долге, о любви.  В первый класс Мустай Карим поступил в 11 лет. Разные лозунги и изречения великих людей на стенах в классе понравились ему и подтолкнули сочинить свои собственные на старых газетных листах. В них он призывал к миру своих соседей через дом, которые вечно ссорились, уличал одноклассника Хамаджана в воровстве, который стянул карандаш у учительницы. Уже взрослым Мустай Карим с теплотой, любовью и благодарностью вспоминал годы, проведенные в школе: «В памяти моей всегда, первый школьный день, когда я на цыпочки привстал, двери класса открывал».Семья Мустая Карима была большая, об этом он сам пишет: «Трудно сказать, каким по счёту ребёнком появился я. Но как бы много не было детей, всем хватило тепла домашнего очага». Особой любовью и заботой матери был окружен Мустафа. Стоит лишь вспомнить, как она нежно называла его «Синнай», что означает «Ценный». Во время войны Мустай Карим написал три книги стихов и поэм. Оставаясь солдатом,Мустай Карим ни на минуту не забывал о том, что он поэт. Писал много. О том, чем живёт солдат на войне, какие чувства рождают в его душе те или иные события фронтовой действительности. А дома ждут солдата родные, любимые люди, ждёт земля. Он приходит к мысли, что в жизни, особенно военной, нет ничего второстепенного. С войны он вернулся с двумя книгами стихов, двумя ранениями, безмерно влюблённый в землю и людей и безнадёжно больной туберкулёзом. Благодаря усилиям и поддержке друзей он выжил. Верой в жизнь, в ее неодолимость звучит обращение дагестанского поэта Расула Гамзатова к другу Мустаю Кариму, с которым его связывала человеческая и творческая дружба.После войны Мустай Карим начал писать пьесы. Из-под пера Мустая Карима вышли выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд башкирской литературы и театра: драмы «Страна Айгуль», «Пеший Махмут», комедия «Похищение девушки», трагедии «В ночь лунного затмения», «Салават», «Не бросай огонь, Прометей!». Много было написано песен на его стихи. В 70-х годах Мустай Карим всё больше и больше творит уже в жанре прозы.  Все почести, какими увенчивали литераторов в СССР, у Мустая Карима есть: народный поэт Башкортостана, лауреат многочисленных премий, Герой Социалистического Труда, кавалер множества орденов и медалей, делегат партийных съездов, депутат Верховного Совета РСФСР. И, наконец, высшая литературная награда – лауреат Ленинской премии.В своем выступлении  Мустай Карим сказал: «Нас всех объединяет любовь к нашей земле, нашему Отечеству. Где бы я ни был – я говорю о своей родине – Башкирии. Потому что без своей Родины я – ничто. Хорошо всем - нам хорошо, плохо миру – и нам плохо. Иногда выйдя на улицы Уфы, я думаю: «В этом большом миллионном городе нет ни одного голодного ребенка». Это счастье. Об этом я говорю за рубежом. Еду я туда не только для того. Чтобы по-новому взглянуть на свою Родину. Я чувствую, что к моей большой Родине – относятся с уважением». Стихи Мустая Карима переведены на многие языки мира. Мустай Карим – человек большой души и высокой культуры, поэт – интернационалист. Он много ездил по свету. И где бы ни побывал – на Украине или на Кавказе, в Болгарии или во Вьетнаме – везде находил себе друзей. Как результат этих поездок, в его поэтической тетради появлялись все новые и новые стихи, проникнутые чувством взаимного доверия и уважения народов мира. И везде поэт оставался влюбленным в землю и людей. Мустай Карим даже в преклонном возрасте был в вечном поиске, искал новые, доселе никем не сказанные слова, искал новую музыку стиха, искал людей – людей добрых, богатых и красивых душой.

В литературно-музыкальной гостиной звучали стихи поэта, отрывки из его произведений в исполнении Ильфата Кинзябаева Дины Халиковой, Хамита Усманова, Шамиля агай, Розы Сатваловой. Теплыми аплодисментами зрители приняли музыкальную театрализованную постановку о жизни и творчестве великого писателя и поэта.

dsc08037
dsc08038
dsc08040
dsc08041
dsc08043
dsc08044
dsc08049
dsc08051
dsc08054

Пресс-служба ЦНК

В минувшее воскресенье в Центре национальных культур состоялся праздничный концерт, посвященный 55-летнему юбилею солиста народного татаро-башкирского ансамбля «Шатлык» Фаису Шайдуллину. В Нижневартовске нет любителя татарской или башкирской эстрады, который бы не знал этого удивительного человека, одного из лучших  баянистов города. Фаис внес большой вклад в творческое развитие ансамбля «Шатлык», участником которого он стал в 1989 году. Без его игры на баяне не проходит ни один концерт. О любви и уважении к этому талантливому человеку  свидетельствовал полный зал зрителей, пришедших поздравить юбиляра. Среди многих – самые близкие, друзья, коллеги. Много творческих подарков получил в этот вечер Фаис  Куддусович. Лучшие песни своего репертуара исполнили участники ансамблей «Шатлык», «Ватан». С поздравительными словами выступили руководитель ансамбля Райля Юмагулова, председатели национальных общественных объединений «Ватан», «Мирас» и «Дуслык» Земфира Валееева, Рафаил Мухаметзянов и Салават Ильясов. Из города Стрежевой приехал на юбилей коллега баяниста Денис Насруллин. Бурными аплодисментами зрители встречали творческий дуэт именинника с Фанусом Шайдуллиным, исполнивших поппури на баяне.Завершился праздничный вечер песней «С Днём рождения!» в исполнении всех участников концерта.

dsc08058
dsc08057
dsc08059
dsc08056
dsc08055
dsc08062
dsc08061
dsc08060

В Центре национальных культур 6 февраля состоялась литературно-музыкальная гостиная, посвящённая творчеству Владимира Мазина.

Биографическая справка: 

Владимир Алексеевич Мазин родился 1 января 1951 г. в с. Ларьяк Ларьякского района.Учился в национальной школе-интернате. С 11 лет писал стихи, частушки, басни. Его литературные опыты появлялись тогда в школьных и интернатских стенных газетах, рукописном журнале. В школьные годы занимался изучением сольфеджио, пел в хоре, играл в школьном театре. Мечтал стать профессиональным артистом. В 1962 г. его пригласили работать на танцевальных вечерах в сельском клубе. Был клубным активистом, играл в спектаклях, пел, танцевал, исполнял акробатические номера.В 1967 г., после окончания 8 класса, поступил в Тобольское отделение Тюменского культурно-просветительного училища на дирижерско-хоровое отделение, позже перевелся на хореографическое. В годы учебы познакомился с творчеством А. Блока, с тех пор это его любимый поэт и мыслитель. Тогда же появилась его первая публикация – стихотворение «Милый друг» в районной газете «Ленинское знамя». Окончив училище, вернулся в Ларьяк художественным руководителем Ларьякского Дома культуры. Пробовал силы в постановке русских и хантыйских народных танцев, создал танцевальный ансамбль «Сибирячка», который стал известным в округе.В годы службы в армии получил специальность радиомеханика. После армии год работал в сельском Доме культуры. Изучал национальную хантыйскую культуру, поставил танцы «Бег оленей», «У костра», «Лебедушки», «Мастерицы». Вместе с сельским активом и директором Дома культуры В. Г. Батуриной В. А. Мазину удалось сделать Ларьякский Дом культуры одним из лучших в области. Молодому худруку предложили учиться дальше. С 1974 по 1978 г. учился в Ленинградской высшей профсоюзной школе культуры по специальности «организатор-методист культурно-просветительной работы». В годы учебы занимался в литературном объединении. Защитив с отличием дипломную работу по теме «Проблемы формирования массовой танцевальной культуры», в 1978 г. вернулся в Ларьяк. В это время появились его первые публикации – размышления о культуре.В 1980 г. переехал с семьей в г. Нижневартовск. Работал электромашинистом земснаряда в СУ-496 и одновременно руководителем художественной самодеятельности в клубе пос. Песчаный мыс. С 1983 г. – директор ДК «Радуга», вел уроки ритмики в школе № 7. Тогда же трижды стал лауреатом праздников «Человек. Труд. Искусство» в г. Новосибирске как мастер художественного слова. В составлении концертных программ использовал свои стихотворения. Появились публикации в районной газете «Ленинское знамя», многие за подписью «В. Кунин».В 1992 г. поступил в Ишимский педагогический институт на филологический факультет. Начал преподавать курс мировой художественной культуры в школе № 31. Через год перевелся в школу-лицей, в 1996 г. стал учителем русского языка и литературы и руководителем литературной студии учащихся школы № 3.За это время вышло 5 сборников детского поэтического творчества «Здравствуй, Пушкин!». Организовал подобные студии в школах №№ 19, 20. Стихи учеников В. А. Мазина публиковались в «Эринтуре», периодических изданиях. Примечательно, что с этого времени преподаватель русского языка и литературы начал подписывать свои публикации как учитель словесности.С 1997 г. занимался изучением и сбором фольклора ханты, публиковал сказки ваховских хантыв литературной обработке.С 2002 г. работал старшим преподавателем кафедры культурологии Нижневартовского педагогического института, защитил диссертацию и получил ученую степень «кандидат культурологии». Отстаивая свое мнение, что северный край – не провинция, старался влиять на литературный процесс в округе, на общую культуру. Большое место в его педагогической работе занимало изучение национальной культуры. Мечтал создать музей в Ларьяке, чтобы сохранить историю своего села, Ларьякской волости, района, был активистом общественной организации «Спасение Югры».Первый поэтический сборник «Судьба, надежда и любовь» вышел в 1996 г. Затем последовали «Пристань радостей и печалей» (Сургут, 1997), «Ларьякский голос» (Нижневартовск, 1998), «Вихрастое золото» (Москва, 2000), «Бубен и скрипка» (Москва, 2001), «По собственной гамме» (Москва, 2001), «Встреча разлук» (Санкт-Петербург, 2003), «Негасимый свет чувала» (Екатеринбург, 2005), «Ритмы времени в ритмах судьбы» (Екатеринбург, 2010).Член Союза писателей России с 1998 г.Лауреат премии губернатора Ханты-Мансийского автономного округа в области литературы за книгу «Бубен и скрипка» (2002), премии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «За развитие культуры малочисленных народов Севера» (2005), Всероссийской премии им. Д. Н. Мамина-Сибиряка (2012). Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (2010).Награжден «Медалью Пушкина» (2003), памятной медалью «65 лет Победы» (2005), Почетной грамотой Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (2005), знаком «За отличную работу в культпросветучреждениях профсоюзов» (1990).С 1980 по 2013 г. проживал в г. Нижневартовске. В настоящее время живет в г. Саранске. (Материал взят с сайта «Югра литературная»)

Пришедшие на литературный вечер зрители, в числе которых студенты, представители общественных организаций города читали стихи Владимира Мазина, делились впечатлениями о его творчестве. Видеофильм о поэте и писателе помог гостям поближе познакомиться с героем литературной гостиной. Участники Центра коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най» ещё и рассказали о культуре северных народов ханты и манси, о которых так много писал Владимир Алексеевич. Студенты медицинского колледжа читали стихи и собственного сочинения, признаваясь, что очень хотели бы писать так же, как их славный земляк. Украшением мероприятия стал ансамбль «Илем», исполнивший для гостей прекрасные песенные композиции.

mazin_1
mazin_3
mazin_2
dsc08028
dsc08026
dsc08031
dsc08033
dsc08034
dsc08036
dsc08020
dsc08021

Пресс-служба ЦНК

В Центре национальных культур прошла дискотека 80-х годов. Диско-вечер проходил под девизом «Танцуют все!». Гости танцевали под зажигательные композиции 80-х годов. «Ласковый май», «Мираж», «Комбинация»- когда-то песни этих групп звучали из окон каждой квартиры, а поп-группы собирали тысячные стадионы. Дискотека прошла в невероятной атмосфере 80-х годов. Горожане участвовали в танцевальных конкурсах и  получили заряд хорошего настроения. Песня «Колодец, колодец, дай воды напиться» в исполнении Ярослава Евдокимова пользовалась особой популярностью.

Ярослав Евдокимов – советский, российский, белорусский и украинский певец, прославившийся красивым баритоном. Народный артист Белорусской ССР и Заслуженный артист Российской Федерации. Поклонники называют выходца из Украины «белорусским соловьем» и «красивым Фантазером». В богатом репертуаре вокалиста есть место и пафосным композициям героической наполненности, и любовной лирике. Сочетание лиричности и мужественности – определяющее для творчества певца, пик популярности которого пришелся на 1980-90-е годы. Трагические страницы в биографии Евдокимова появились в детстве. Родился певец в ноябре 1946 года в тюремной больнице украинского Ровно. Мама, а затем и отец попали под репрессивный каток как украинские националисты. Воспитанием внука занялись родители матери, забравшие младенца из места заключения дочери. Бабушку и дедушку Ярослав долгое время считал родителями. До 9 лет рос в украинском селе Корысти той же Ровенской области. Воспитывали мальчика, как и всех детей в украинской глубинке: приобщали к труду с раннего детства. Дед – уважаемый в округе кузнец – передавал внуку свое мастерство. Ярослав научился пасти колхозное стадо. А еще – петь. Песенная культура в украинской глубинке и стала тем источником, из которого будущий певец черпал вдохновение. С матерью Ярослав Евдокимов встретился в середине 1950-х, когда ему исполнилось 9 лет. Она увезла сына из теплой Украины на Север, в Норильск. Там Евдокимов окончил музыкальную школу, затем училище. К большому сожалению, отделения по вокалу в училище не оказалось, Ярослав учился в классе контрабаса. Азы вокального мастерства получил в мастерской Заслуженной артистки Риммы Тараскиной, но учеба прервалась, когда Евдокимова призвали в армию. Служил в Северном флоте на Кольском полуострове, но на корабли Ярослава Евдокимова, как сына репрессированных, не допускали. В строительном отряде был ротным запевалой. После демобилизации вернулся в украинскую деревню, где прошло детство. Оттуда в поисках работы перебрался в Днепропетровск, где нашел место на заводе по изготовлению шин. Желание петь подтолкнуло Евдокимова на сцену. Первыми будущего народного и заслуженного артиста услышали посетители ресторана в Днепропетровске. После женитьбы и переезда на родину супруги, в Белоруссию, Ярослав Евдокимов в середине 1970-х прошел прослушивание в филармонии Минска и стал вокалистом, а вскоре и солистом. Гастрольная жизнь била ключом, но Евдокимов понимал, что без профильного образования далеко не продвинется. Стал студентом музыкального училища им. М. Глинки, совместив теорию с практикой: учился и солировал в Ансамбле песни и пляски Белорусского военного округа. Работая в Минской филармонии, артист 3 года брал уроки мастерства у Владимира Бучеля, профессора пения и знаменитого баритона. Впервые на экране зрители увидели статного вокалиста в ІІІ Всесоюзном телеконкурсе «С песней по жизни», который проходил в концертном зале Останкино и транслировался по телевидению. Ярослав Евдокимов появился в военной форме, так как представлял на конкурсе Белорусский военный округ. Победа ускользнула от исполнителя – песня оказалась неподходящей для баритона. Но имя Евдокимова запомнили. В 1980-м артист участвовал в правительственном концерте, где произвел впечатление на лидера ЦК белорусской компартии Петра Машерова. В прошлом партизан, Петр Миронович так растрогался, услышав проникновенную песню «Поле памяти», что вскоре Евдокимов стал Заслуженным артистом БССР. Цикл песен «Память» на музыку белорусского композитора Леонида Захлевного стал важной вехой в творческой биографии артиста. Цикл прозвучал по центральному телевидению в День Победы 1980 года. Редактор программы «Алло, мы ищем таланты» Татьяна Коршилова позвала «белорусского соловья» в свою передачу. Примеру Коршиловой последовали коллеги, и певца увидели зрители в эфирах популярных передач «С песней по жизни», «Шире круг» и «Споемте, друзья!». В 1980-х зрители видят Евдокимова на фестивальных концертах «Песни года», где он выступил с полюбившимися хитами «Зачарованная моя», «Майский вальс», «За Дунаем». Первую пластинку вокалист записал на студии «Мелодия», назвав ее «Все сбудется». Побывал с гастролями за рубежом. На фольклорных фестивалях в Рейкьявике и Париже восторженные критики назвали его голос «супербаритоном». Евдокимов выступал и на «Славянском базаре».Альбом «Не рви рубаху» вышел в 1994 году. Шлягерами стали композиции, написанные в соавторстве с Эдуардом Зарицким, Дмитрием Смольским, Игорем Лученком. Новый этап в жизни артиста начался в середине 1990-х. Ярослав Евдокимов переехал в российскую столицу и стал солистом Мосэстрады. Совместное творчество с Анатолием Поперечным и Александром Морозовым дало замечательные плоды: поклонники певца получили шлягеры «Фантазер» и «Калины куст». Вокалист сотрудничал с Вячеславом Добрыниным, Игорем Матетой, Вячеславом Малежиком. Тексты песен для него писали Симон Осиашвили и Лариса Рубальская. В 2002-м вышел альбом «Целую твою ладонь», в который вошли хиты «Колодец» и «Майский вальс», а в 2008 году Евдокимов и дуэт «Сладка ягода» записали совместный альбом, где нашлось место казачьей песне «Под окном широким».В 2012-м вышел студийный альбом «Возвращение в осень».Сегодня артист в отличной форме, его голос не изменился благодаря каждодневным вокальным тренировкам. Евдокимов редко показывается на телеэкранах, но продолжает давать концерты и гастролировать по стране. В марте 2018 года порадовал слушателей Барнаула, Томска и Красноярска, в апреле пел для жителей Иркутска.

dsc08017
dsc08011
dsc08014
dsc08018

Информация взята с сайта https://24smi.org/celebrity/52848-iaroslav-evdokimov.html

«Праздник этот самый длинный он веселый и старинный,

Наши предки пели, ели, веселились две недели.

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!»

-  такими стихотворными строками начался праздник «Шорыкйол пайерем» (в переводе с марийского языка - «Праздник овечьей ноги»), состоявшийся 24 января в Центре национальных культур. Организаторы мероприятия: МБУ «Центр национальных культур» совместно с Центром коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най», марийской общественной организацией «Марий Ушем» и удмуртской местной автономией. Шорыкйол – один из самых известных марийских обрядовых праздников. Православные марийцы празднуют его в одно время с Христианским Рождеством (6 января).   У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол (овечья нога), от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги, подобные действа, должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье.     Неотъемлемая часть праздника - шествие ряженых (в основном переодеваются в костюмы животных) во главе со Стариком Василием и Старухой. Старик Василий и Старуха общаются с добрыми и злыми богами, поэтому они могут рассказать людям, как уродится урожай, какова будет жизнь для человека. Хозяева дома щедро угощали ряженых орехами и пельменями, в которые клали монетку или кусочек угля. Обязательным обрядовым блюдом считается баран. Старик Василий и Старуха разбрасывали на пол зерна ржи или овса, желая гостеприимному хозяину изобилия хлеба.    Праздник Шорыкйол немыслим без весёлых игр и затей.

Присутствующие в Центре национальных культур гости играли в традиционные марийские игры «ТУП  ПЕРЕН» («Щелчки»), «ШЕРГАШЫМ  ШЫЛТЕН» («Колечко»), «ШИЙ  КАПКА» («Серебряные ворота»), «СОКЫРТАГА» («Слепой баран»). По душе горожанам пришлись югорские гадания.

«Веселись, честной народ, праздник святочный идет!

Мы пришли всех прославлять,

А на улице мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять велит

 в Шорыкйол погадать» - звучали слова ведущей праздника.

Праздничное мероприятие завершилось старой доброй традицией - хозяйка марийских игрищ Озавате  пожелала всем процветания и изобилия на целый год. Хочется отметить, что в мероприятии приняли участие гости из Удмуртии студентки Удмуртского государственного университета Татьяна Новосёлова и Марина Девятова.

dsc07958
dsc07972
dsc07970
dsc07965
dsc07964
dsc07959

Пресс-служба ЦНК