Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «Центр национальных культур» активно сотрудничает с 24 национальными общественными организациями, которые участвуют в культурной и общественной жизни города Нижневартовска и Ханты-Мансийского автономного округа -Югры

Новости

Центр национальных культур и Центр коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най» продолжают совместную работу по сохранению и популяризации культуры народов ханты и манси, и предлагает ознакомиться с выставочной экспозицией декоративно-прикладного творчества обских угров.Бубен –  ударный одномембранный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т.д. В настоящее время бубны, как музыкальный инструмент используется танцевальными коллективами. У обско-угорских шаманов  отсутствует особый ритуальный костюм, что соответствует простоте изготовления и использования бубна.

 Нарс - юх в  переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый инструмент. Длиной около метра, корпус напоминает лодку. На корпусе инструмента вырезан крест – резонаторное отверстие. Нарс- юх сугубо мужской инструмент. Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, эпические былины. Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс - юх называют  голосом поющего Бога. Издавна к этому инструменту существовало почтительное отношение. Например, перед тем, как перенести его в другое место, его покрывают платком и выносят из дома «головой» вперёд. При игре нарс-юх кладут горизонтально на колени, повернув его набок, руки музыканта слегка упираются о край инструмента. Играют на нём двумя руками: одной защипывают струны, другой - приглушают. Иногда в ведении мелодии участвуют обе руки. Акань –самая  любимая  игрушка  хантыйских детей.  Самодельные куклы изготавливают  из разных  тканей. На лице у «акань» не принято делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. По традиции у куклы нет рук и ног, чтобы не вселилась душа и не могла навредить ребёнку. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «акань» отправлялась в летнюю деревню, в оленеводческое стойбище, на рыболовецкий стан, на праздники.  Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Корнева́тик - плетёный сосуд, изготовляемый обычно из кедрового корня и черёмухового прута. Широко бытовал у обских финно-угров — ханты и манси. Использовался для хранения домашней утвари, боеприпасов, пищевых продуктов. Сейчас изготавливается на сувениры. Игольница по - хантыйски «намт» и в культуре обских угров имеет сакральное значение. Она – символ женского начала. Когда в семье рождалась девочка, мама готовила для нее игольницу, как бы передавая ей вместе с этим предметом свое мастерство. Хантыйский игольник плоский, его ничем не набивали. Украшали по-разному: расшивали бисером, шерстяными нитками, коготками или клювиками птиц, лебединым пушком. Могли сделать обрамление из меха выдры, соболя или норки. Берестяная утварь. Популярным материалом для изготовления утвари у хантыйских народов служит лёгкая непромокаемая гибкая береста. Каждая семья имеет множество берестяных емкостей разной формы и назначения: плоскодонные сосуды, кузова, коробки, табакерки. Рукоделия женщины хранят в узорной берестяной коробке йиныль.  Если у одних деревянная и берестяная посуда проста и архаична, то у других очень разнообразная по форме и размерам утварь украшается резными спирально-ленточным криволинейным орнаментом. Женская сумка (тутчан). У  народа  ханты сумки бывают двух видов:   тутчан  и  хир. Тутчан  имеет особое  значение  в жизни  женщины. Тутчан - это символ женской природы, она олицетворяет душу своей владелицы, сопровождает её на протяжения всей жизни.  Изготавливается чаще всего из оленьего  меха, иногда бывают  из сукна. Тутчаны украшают меховой и кожаной мозаикой, орнаментом, бисером, металлическими подвесками, оберегающими владелицу от воздействия тёмных сил нижнего мира.  Отправляясь на стойбище или в лес, женщина не расстается с сумкой. Сумка переживает вместе с хозяйкой все настроения и состояния Женщина неразлучна со своей сумкой, даже когда ей приходится отправляться в мир иной. Санквылтап-  народный струнный музыкальный инструмент обских угров. Оснащается обычно пятью струнами. Хантыйское название - нарс-юх. Санквылтап используется как в культовых практиках, так и для простого музицирования.  Инструмент  обычно изготавливается из стволов кедра, ели или осины. Имеет форму лодки.  В местных обычаях используется для вызова духов с помощью  особых мелодий. Берестяные  маски для медвежьего праздника. Ханты и манси во время «медвежьего праздника» используют берестяные маски с длинным носом, а к некоторым пришивают кусочки меха – в качестве бороды  и  усов. В церемонии медвежьих игрищ представлены все виды народного искусства: песни, танцы, театрализованные представления. Количество исполняемых «номеров», которые отмечаются на специальной палочке, может достигать 300.  Медвежьи игрища – особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. День и ночь здесь как бы меняются местами. Церемония начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. За время проведения праздника перед присутствующими  предстает весь хантыйский мир: от сотворения до наших дней, актуализируется этническая матрица. Хантыйская люлька. Хантыйская люлька служит первым микрожилищем ребенка, с которого начинается познание  окружающего  мира. Люльку всегда делает мужчина.  Это может родной отец крестный отец. Изготавливают люльку из дерева:  на дно и спинку идет кедр, на бортики – береза.

 

nars-yuh
kornevatik
dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo_obskih_ugrov
buben
akanj
igoljnica
tutchan
sankveltap
lyuljka
berestyanaya_utvarj

В Центре национальных культур организована выставка образцов вооружения времён Великой Отечественной войны. Экспонаты предоставлены местной нижневартовской городской общественной организацией ветеранов боевых действий «Красная звезда» и Михаилом Анатольевичем Пинигиным – человеком, который принимал непосредственное участие в раскопках оружия. Около ста экспонатов расположились на выставочных полках, серди которых гильзы, немецкие, американские, финские  и польские гранаты, патроны, советские, итальянские мины, огнемёт, гранатомёт, военные фуражки. Подобная выставка организована в Центре национальных культур впервые и совсем скоро нижневартовцы познакомятся с этой уникальной экспозицией.

Историческая справка:Во время войны все силы были брошены на создание военной техники. Заводы вместо автомобилей выпускали танки, снаряды и мины. Во время ВОВ Красная армия применяла следующие виды техники: артиллерийская, авиационная, бронетанковая. Военная техника ВОВ СССР являлась высококлассным средством борьбы против фашистских захватчиков. Артиллерийская техника:БМ-13 (Катюша). Существует несколько версий происхождения названия артиллерийской установки. Одна из них: установку назвали по имени девушки партизанки, которая уничтожила много фашистов. БМ-31-12 («Ванюша»). В июне 1944года на вооружение поступила новая пусковая установка БМ-31-12 для М-13 на шасси Студебекера или ЗИС-6. Пусковая установка имеет подъёмный и поворотный механизмы, с помощью которых обеспечивается достаточная точность и быстрота наведения. Авиационная техника: Штурмовик ИЛ-2. Первые серийные Ил-2 изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе № 18. Первый полёт 2 октября 1939. Начало эксплуатации 1941.Конец эксплуатации 1954 (Югославия и Болгария).Произведено 36 183 единиц. Тяжёлый советский бомбардировщик ТБ-3.Туполев начинает работу над проектом в 1926 году. За основу был взят ТБ-1, Экспериментальная модель с лыжным шасси была испытана 22 декабря 1930 года Михаилом Громовым. 20 февраля 1931 года ВВС СССР запустило самолет с двигателями М-17 в серийное производство. Всего построено 818 экземпляров. Бронетанковая техника: Танк КВ-1(Клим Ворошилов). 31 декабря 1940 г. на Челябинском тракторном заводе собрали первый КВ (классификация – тяжёлый танк).Серийное производство началось в феврале 1940 г. на Кировском заводе.Название танку было дано в честь советского военачальника Климентия Ефремовича Ворошилова. Подвиг танкиста Калабанова: За 30 минут боя экипаж Колобанова подбил все 22 танка в колонне. Из двойного боекомплекта было израсходовано 98 бронебойных выстрелов. После боя на КВ-1 Зиновия Колобанова насчитали более сотни попаданий. Сразу после этого танкового сражения, закончившегося полной победой советского оружия, в газете «Красная звезда» появилась заметка о подвиге танкиста Колобанова. Танк Т-34.Советский средний танк периода Великой Отечественной войны, разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина.Первые Т-34 стали поступать в войска в конце осени 1940 года. К 22 июня 1941 года было выпущено 1066 танков Т-34.С осени 1941 года Т-34 начали составлять для немецких войск серьёзную проблему.После битвы за Москву, Т-34 становится основным танком РККА, с 1942 года их выпускается больше, чем всех остальных танков, вместе взятых.1943 год стал годом наиболее массового производства и использования танков Т-34.Крупнейшим сражением этого периода стала Курская битва, основу которых составляли Т-34.Самым успешным танкистом Т-34 стал Бочковский Владимир Александрович, на его счету 36 уничтоженных немецких танков.В городе Салавате у мемориала Вечного огня стоит редкий экземпляр танка Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34. Этот танк был разрушен в жестоком бою в болотах Калужской области в 1942 году, но был восстановлен из отдельных частей.Сотни этих танков, вознесённых на пьедестал, стоят по всей стране и половине Европы в качестве памятника Освобождению. Т-34 лучший танк Второй Мировой войны, шедевр мирового танкостроения, на многие десятилетия вперёд определивший генеральный путь его развития.

3
1
2
4
5
6
7
8

Материал взят с сайта infourok.ru (Инфоурок. Ведущий образовательный портал России).

Вокальная группа «Спринг» (руководитель Елена Князева) и школа кавказских танцев «Асса» (руководитель Гюльназ Мурадова, балетмейстер  Халид Керимов) приняли участие в торжествах в честь дня общекрымского референдума 2014 года, которые проходили в середине марта в городе Евпатории. 16 марта в евпаторийском театре имени А.С.Пушкина состоялось торжественное мероприятие «Крым – время надежд и свершений». На празднование дня воссоединения Крыма с Россией в Евпаторию приехали гости со всех уголков страны. Нижневартовские артисты  были тепло приняты крымчанами и исполнили для жителей Евпатории свои самые лучшие композиции. «Асса» уже второй год принимает участие в этом красочном фееричном празднике. «Евпаторийцы - очень искренние и добродушные люди. И нашим танцорам хотелось танцевать и танцевать для них, не уходить со сцены», - рассказывает Гюльназ Мурадова. На берегу чёрного моря вартовчане обрели много друзей из Тулы, Североморска, Казани, Новокузнецка, Забайкалья, Красноярска и Ханты-Мансийска. Незабываемые впечатления остались после исполнения полным залом крымчан гимна России, люди плакали от радости. А сколько восторга вызвали экскурсии по достопримечательностям Крыма!  Нижневартовцы вернулись из Евпатории, «окрылённые» черноморским гостеприимством и «Крымской весной»! Дни, проведённые в Евпатории, запомнятся ребятам надолго.

1
2
3
4
5
6

Пресс-служба ЦНК

12 марта  в детской библиотеке № 2 для нижневартовских школьников  состоялся фольклорный час. Мероприятие проводилось совместно с Центром коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най» в рамках проекта «Традиции живут в веках». Данный проект интересен и востребован у жителей Нижневартовска, особенно у подрастающего поколения. Ведь так интересно узнавать о том, как давным-давно жили люди Севера, как охотились, как проводили свободное время, каким Богам поклонялись. Обо всём этом вартовчанам рассказывала Инна Антонова – коренной житель Югры, которая знает всё о культуре народов ханты и манси, ведь её предки – обские угры. На фольклорный час пришли представители древних родов Калиных и Рогоевых. Старейшина рода Мария Андреевна рассказала ребятам о том, что каждый вечер хантыйская семья устраивала ритуальное чаепитие и и каждый из членов семьи рассказывал друг другу о событиях дня. А в большие праздники обязательно пекли клюквенный пирог и дарили друг другу хантыйские обереги. Помимо познавательных рассказов о праздниках обских угров, таких как, праздник лося, журавля, обласа, участники фольклорного ансамбля «Тор-Най»  пригласили девчонок на ритуальный хантыйский женский танец. Таким образом, школьницы узнали, что означает каждое движение танца, и как оно взаимосвязано с природой Югорского края. С огромным удовольствием ребята приняли участие в соревнованиях по перетягиванию палки  и прыжках через нарты – традиционных играх северных народов. По словам самих школьников, знакомясь с культурой малочисленных народов Севера, жизнь становится намного интереснее.

1
2
3

6 марта, в преддверии Международного женского, дня юные артисты из вокальной группы «Секрет» преподнесли своим мамам и всей женской половине Нижневартовска прекрасный подарок – сольный концерт «Детки-конфетки». Коллектив был создан полтора года назад и руководит им прекрасный педагог Елена Александровна Князева. Пятнадцать юных вокалистов входит в состав группы. Несмотря на свой юный возраст (младшему участнику группы 4 года), ребята уже завоевали любовь нижневартовской публики и успешно выступают на Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях. К своему «сольнику» малыши готовились очень серьёзно. Репертуар был подобран руководителем коллектива с учётом вокальных особенностей каждого участника. Досконально подошли и к сценическому образу. Оригинальные костюмы, которые сшили  Вера  Солосина и Зиля Закирова – костюмеры Центра национальных культур были индивидуально подобраны к каждой песенной композиции. Полтора часа талантливые «крохи» «выкладывались» на сцене. Елена Александровна была рядом, и поэтому можно было быть спокойными, а тем более, в зале находились самые близкие – мамы и папы, бабушки и дедушки, которые поддерживали артистов бурными аплодисментами и тёплыми улыбками. В этот вечер звучали песни про мам, про любимые игрушки, шуточные композиции. Зрители были в восторге от исполнения песни «Смуглянка», которую ребята посвятили 75-летию Великой Победы, которое наша страна отмечает в этом году. Приятным и неожиданным сюрпризом стало выступление на сцене мам участников «Секрета», которые спели песню из репертуара группы «Раз ладошка». Концерт закончился очень ярко - под красочное бумфети, участники коллектива вместе со своим руководителем и идейным вдохновителем Еленой Александровной исполнили песню с символичным названием «Детки-конфетки».

2
1
3
4
5
6
7
8

Пресс-служба ЦНК