Наши коллективы
На сегодняшний день МБУ «Центр национальных культур» активно сотрудничает с 24 национальными общественными организациями, которые участвуют в культурной и общественной жизни города Нижневартовска и Ханты-Мансийского автономного округа -Югры
Новости
Совсем скоро наша страна будет праздновать 75-летие Великой Победы. В России нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Наши дедушки и бабушки, ценой собственной жизни одержали победу в этой жестокой мясорубке. Победа была одержана потому, что было сильно единство всех народов. Все республики поднялись на борьбу с общим врагом – фашизмом. Солдаты и офицеры всех национальностей сражались рядом, плечом к плечу. И не только на фронте. В тылу люди всех национальностей трудились ради победы за одним станком, в одном поле, на одном заводе, не доедая, не высыпаясь, помогая друг другу. У народов всех республик, независимо от их национальности, была общая цель – ПОБЕДА. Сплоченность народов стала важным источником победы над врагами. Каждый человек, независимо от его национальности, стремился принять участие в защите Родины с оружием в руках. Все нации и народности нашей страны внесли свой вклад в победу над врагом, продемонстрировав великую силу единого сплочённого государства.
В статье мы хотим рассказать о героях войны из числа коренных малочисленных народов Севера - ханты и манси, о героях, чьи потомки сейчас, на Югорской земле трепетно хранят не только культуру своего народа, но и героическую память о родных и близких, о войнах, защищавших Родину в «сороковые – пороховые».
Участнице нижневартовского фольклорного хантыйского ансамбля «Тор-Най» Александре Рябовой всего семь лет. Но несмотря на свой юный возраст, эта коренная жительница Югры может многое рассказать о своём прадедушке - Нагине Сергее Ильиче. До войны он работал переводчиком хантыйского языка на русский. Ушел на фронт из деревни Савкино в августе 1941 года. Служил минером. В 1943 году в одном из боёв он чуть не погиб при взрыве снаряда. Его почти полностью засыпало, но бойцы заметили и откопали. После госпиталя опять ушел на фронт. Прошел от Москвы до Берлина, где и встретил Победу. В декабре 1945 года вернулс в поселок Большетархово. Работал в колхозе, занимался строительством, охотой и рыбалкой. Награжден медалью «За боевые заслуги», и «Орденом Красной Звезды».
Кондратьев Фома Александрович - отец мужа Кондратьевой Любови Александровны – коренной жительницы Югры, уроженки села Полноват Березовского района, молодым парнем ушел на фронт. Прошёл всю войну. Победу встретил в Берлине. Германию покинул с общим выводом войск в составе стрелковых соединений. На войне был награжден боевыми медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За освобождение Варшавы», а также «За участие в героическом штурме при взятии Берлина». Указом президиума Верховного Совета СССР награжден медалью «За взятие Берлина». Медаль вручена в ноябре 1945 года. После войны сеял и выращивал хлеб. Фома Александрович Кондратьев внес неоценимый вклад в Великую Победу.
Прадедушка ещё одной участницы Центра коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най» Анастасии Прасиной, был призван на фронт в 1942 году. Александр Васильевич Прасин ушёл на войну из села Ларьяк двадцатилетним мальчишкой. На войне был наводчиком зенитного орудия и сбил не одни вражеский самолёт. Особой гордостью были сбитые «Мессершмидт», «Юнкерс» и «Хенкель». Прошел боевой путь от Сталинграда до Берлина. Победу встретил в Германии. Награжден медалями: «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». В 1947 году Александр Васильевич вернулся в село Ларьяк, женился на Антонине Власовне, они воспитали 5 детей. Долгое время работал на метеостанции. Был награжден медалью «Ветеран труда».
Дедушка Тюльканов Николай Прохорович активиста Савина Андрея Валерьевича стоявшего у истоков создания НГОО «Центр коренных народов Севера «Тор-Най» родился 1910 году д. Тюли, Березовского уезда. Трудовую деятельность начал подростком. После окончания в 1933 году окружных курсов национального актива в п. Березово, работал инструктором газеты «Ханты-Манси ШОП». Затем, заведующим Березовской избы-читальни. В 1935 г. Н. П. Тюльканов закончил курсы Советского строительства при Ленинградском институте народов Севера. На войну Николай Прохорович ушёл 1942 году. Воевал под Москвой. Получил осколочное ранение в руку. Был комиссован в 1943 году.
После войны работал в Нижневартовском районе в партийных и советских органах. Награждён медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945гг.»,«20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945гг.», «50лет Вооружённых Сил СССР», «Юбилейная100 лет со дня рождения В.И.Ленина». Тюльканов Н. П., умер и похоронен в городе Нижневартовске 13 марта 1978 года.
Коренные жители Югры гордятся своими героями. Несмотря на то, что народ ханты и манси малочисленный, это очень отважные, гордые и смелые люди, готовые в любой момент встать на защиту своей Родины, своей земли. Низкий поклон за спасенный мир и чистое небо! Память о вашем подвиге всегда будут беречь ваши потомки, ваши земляки!
Федеральное агентство по делам национальностей объявляет о старте сбора информационных материалов для демонстрации в рамках интерактивной выставки, посвященной героизму, культурному многообразию и единству советского народа в годы Великой Отечественной войны. Выставка проводится при поддержке Правительства Москвы и приурочена к Году памяти и славы.
Великая победа – это подвиг великого народа. Народа, сила которого в единении и духовной сплоченности, в синергетическом звучании культуры, веры и национальных традиций каждого солдата, офицера или труженика тыла.
Цель выставки – показать годы Великой Отечественной войны через судьбы людей разных народов Советского Союза. Рассказать о том, как ценности и самобытность этнических культур в бескомпромиссные военные годы наполняли силой, мужеством и стойкостью судьбы людей. Как судьбы этносов сплетались в нити общей истории великого народа. Народа, одержавшего победу над фашизмом.
Приглашаем всех желающих принять участие в организации данной выставки и прислать информационные материалы на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. в срок до 30 апреля 2020 года.
Центр национальных культур и Центр коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най» продолжают совместную работу по сохранению и популяризации культуры народов ханты и манси, и предлагает ознакомиться с выставочной экспозицией декоративно-прикладного творчества обских угров.Бубен – ударный одномембранный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т.д. В настоящее время бубны, как музыкальный инструмент используется танцевальными коллективами. У обско-угорских шаманов отсутствует особый ритуальный костюм, что соответствует простоте изготовления и использования бубна.
Нарс - юх в переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый инструмент. Длиной около метра, корпус напоминает лодку. На корпусе инструмента вырезан крест – резонаторное отверстие. Нарс- юх сугубо мужской инструмент. Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, эпические былины. Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс - юх называют голосом поющего Бога. Издавна к этому инструменту существовало почтительное отношение. Например, перед тем, как перенести его в другое место, его покрывают платком и выносят из дома «головой» вперёд. При игре нарс-юх кладут горизонтально на колени, повернув его набок, руки музыканта слегка упираются о край инструмента. Играют на нём двумя руками: одной защипывают струны, другой - приглушают. Иногда в ведении мелодии участвуют обе руки. Акань –самая любимая игрушка хантыйских детей. Самодельные куклы изготавливают из разных тканей. На лице у «акань» не принято делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. По традиции у куклы нет рук и ног, чтобы не вселилась душа и не могла навредить ребёнку. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «акань» отправлялась в летнюю деревню, в оленеводческое стойбище, на рыболовецкий стан, на праздники. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Корнева́тик - плетёный сосуд, изготовляемый обычно из кедрового корня и черёмухового прута. Широко бытовал у обских финно-угров — ханты и манси. Использовался для хранения домашней утвари, боеприпасов, пищевых продуктов. Сейчас изготавливается на сувениры. Игольница по - хантыйски «намт» и в культуре обских угров имеет сакральное значение. Она – символ женского начала. Когда в семье рождалась девочка, мама готовила для нее игольницу, как бы передавая ей вместе с этим предметом свое мастерство. Хантыйский игольник плоский, его ничем не набивали. Украшали по-разному: расшивали бисером, шерстяными нитками, коготками или клювиками птиц, лебединым пушком. Могли сделать обрамление из меха выдры, соболя или норки. Берестяная утварь. Популярным материалом для изготовления утвари у хантыйских народов служит лёгкая непромокаемая гибкая береста. Каждая семья имеет множество берестяных емкостей разной формы и назначения: плоскодонные сосуды, кузова, коробки, табакерки. Рукоделия женщины хранят в узорной берестяной коробке йиныль. Если у одних деревянная и берестяная посуда проста и архаична, то у других очень разнообразная по форме и размерам утварь украшается резными спирально-ленточным криволинейным орнаментом. Женская сумка (тутчан). У народа ханты сумки бывают двух видов: тутчан и хир. Тутчан имеет особое значение в жизни женщины. Тутчан - это символ женской природы, она олицетворяет душу своей владелицы, сопровождает её на протяжения всей жизни. Изготавливается чаще всего из оленьего меха, иногда бывают из сукна. Тутчаны украшают меховой и кожаной мозаикой, орнаментом, бисером, металлическими подвесками, оберегающими владелицу от воздействия тёмных сил нижнего мира. Отправляясь на стойбище или в лес, женщина не расстается с сумкой. Сумка переживает вместе с хозяйкой все настроения и состояния Женщина неразлучна со своей сумкой, даже когда ей приходится отправляться в мир иной. Санквылтап- народный струнный музыкальный инструмент обских угров. Оснащается обычно пятью струнами. Хантыйское название - нарс-юх. Санквылтап используется как в культовых практиках, так и для простого музицирования. Инструмент обычно изготавливается из стволов кедра, ели или осины. Имеет форму лодки. В местных обычаях используется для вызова духов с помощью особых мелодий. Берестяные маски для медвежьего праздника. Ханты и манси во время «медвежьего праздника» используют берестяные маски с длинным носом, а к некоторым пришивают кусочки меха – в качестве бороды и усов. В церемонии медвежьих игрищ представлены все виды народного искусства: песни, танцы, театрализованные представления. Количество исполняемых «номеров», которые отмечаются на специальной палочке, может достигать 300. Медвежьи игрища – особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. День и ночь здесь как бы меняются местами. Церемония начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. За время проведения праздника перед присутствующими предстает весь хантыйский мир: от сотворения до наших дней, актуализируется этническая матрица. Хантыйская люлька. Хантыйская люлька служит первым микрожилищем ребенка, с которого начинается познание окружающего мира. Люльку всегда делает мужчина. Это может родной отец крестный отец. Изготавливают люльку из дерева: на дно и спинку идет кедр, на бортики – береза.
В Центре национальных культур организована выставка образцов вооружения времён Великой Отечественной войны. Экспонаты предоставлены местной нижневартовской городской общественной организацией ветеранов боевых действий «Красная звезда» и Михаилом Анатольевичем Пинигиным – человеком, который принимал непосредственное участие в раскопках оружия. Около ста экспонатов расположились на выставочных полках, серди которых гильзы, немецкие, американские, финские и польские гранаты, патроны, советские, итальянские мины, огнемёт, гранатомёт, военные фуражки. Подобная выставка организована в Центре национальных культур впервые и совсем скоро нижневартовцы познакомятся с этой уникальной экспозицией.
Историческая справка:Во время войны все силы были брошены на создание военной техники. Заводы вместо автомобилей выпускали танки, снаряды и мины. Во время ВОВ Красная армия применяла следующие виды техники: артиллерийская, авиационная, бронетанковая. Военная техника ВОВ СССР являлась высококлассным средством борьбы против фашистских захватчиков. Артиллерийская техника:БМ-13 (Катюша). Существует несколько версий происхождения названия артиллерийской установки. Одна из них: установку назвали по имени девушки партизанки, которая уничтожила много фашистов. БМ-31-12 («Ванюша»). В июне 1944года на вооружение поступила новая пусковая установка БМ-31-12 для М-13 на шасси Студебекера или ЗИС-6. Пусковая установка имеет подъёмный и поворотный механизмы, с помощью которых обеспечивается достаточная точность и быстрота наведения. Авиационная техника: Штурмовик ИЛ-2. Первые серийные Ил-2 изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе № 18. Первый полёт 2 октября 1939. Начало эксплуатации 1941.Конец эксплуатации 1954 (Югославия и Болгария).Произведено 36 183 единиц. Тяжёлый советский бомбардировщик ТБ-3.Туполев начинает работу над проектом в 1926 году. За основу был взят ТБ-1, Экспериментальная модель с лыжным шасси была испытана 22 декабря 1930 года Михаилом Громовым. 20 февраля 1931 года ВВС СССР запустило самолет с двигателями М-17 в серийное производство. Всего построено 818 экземпляров. Бронетанковая техника: Танк КВ-1(Клим Ворошилов). 31 декабря 1940 г. на Челябинском тракторном заводе собрали первый КВ (классификация – тяжёлый танк).Серийное производство началось в феврале 1940 г. на Кировском заводе.Название танку было дано в честь советского военачальника Климентия Ефремовича Ворошилова. Подвиг танкиста Калабанова: За 30 минут боя экипаж Колобанова подбил все 22 танка в колонне. Из двойного боекомплекта было израсходовано 98 бронебойных выстрелов. После боя на КВ-1 Зиновия Колобанова насчитали более сотни попаданий. Сразу после этого танкового сражения, закончившегося полной победой советского оружия, в газете «Красная звезда» появилась заметка о подвиге танкиста Колобанова. Танк Т-34.Советский средний танк периода Великой Отечественной войны, разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина.Первые Т-34 стали поступать в войска в конце осени 1940 года. К 22 июня 1941 года было выпущено 1066 танков Т-34.С осени 1941 года Т-34 начали составлять для немецких войск серьёзную проблему.После битвы за Москву, Т-34 становится основным танком РККА, с 1942 года их выпускается больше, чем всех остальных танков, вместе взятых.1943 год стал годом наиболее массового производства и использования танков Т-34.Крупнейшим сражением этого периода стала Курская битва, основу которых составляли Т-34.Самым успешным танкистом Т-34 стал Бочковский Владимир Александрович, на его счету 36 уничтоженных немецких танков.В городе Салавате у мемориала Вечного огня стоит редкий экземпляр танка Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34. Этот танк был разрушен в жестоком бою в болотах Калужской области в 1942 году, но был восстановлен из отдельных частей.Сотни этих танков, вознесённых на пьедестал, стоят по всей стране и половине Европы в качестве памятника Освобождению. Т-34 лучший танк Второй Мировой войны, шедевр мирового танкостроения, на многие десятилетия вперёд определивший генеральный путь его развития.
Материал взят с сайта infourok.ru (Инфоурок. Ведущий образовательный портал России).
Вокальная группа «Спринг» (руководитель Елена Князева) и школа кавказских танцев «Асса» (руководитель Гюльназ Мурадова, балетмейстер Халид Керимов) приняли участие в торжествах в честь дня общекрымского референдума 2014 года, которые проходили в середине марта в городе Евпатории. 16 марта в евпаторийском театре имени А.С.Пушкина состоялось торжественное мероприятие «Крым – время надежд и свершений». На празднование дня воссоединения Крыма с Россией в Евпаторию приехали гости со всех уголков страны. Нижневартовские артисты были тепло приняты крымчанами и исполнили для жителей Евпатории свои самые лучшие композиции. «Асса» уже второй год принимает участие в этом красочном фееричном празднике. «Евпаторийцы - очень искренние и добродушные люди. И нашим танцорам хотелось танцевать и танцевать для них, не уходить со сцены», - рассказывает Гюльназ Мурадова. На берегу чёрного моря вартовчане обрели много друзей из Тулы, Североморска, Казани, Новокузнецка, Забайкалья, Красноярска и Ханты-Мансийска. Незабываемые впечатления остались после исполнения полным залом крымчан гимна России, люди плакали от радости. А сколько восторга вызвали экскурсии по достопримечательностям Крыма! Нижневартовцы вернулись из Евпатории, «окрылённые» черноморским гостеприимством и «Крымской весной»! Дни, проведённые в Евпатории, запомнятся ребятам надолго.
Пресс-служба ЦНК