9 декабря в Центре национальных культур состоялась литературно-музыкальная гостиная «Тиште кече», посвящённая Дню марийской письменности. Организаторами мероприятия выступили МБУ «Центр национальных культур» и нижневартовская городская общественная организация «Марий Ушем». Гостям гостиной была представлена книжная выставка марийских поэтов и писателей. Колоритными песнями и танцами мероприятие украсил ансамбль «Мари». Также зрители приняли участие в викторинах на тему марийской письменности. В литературно-музыкальной гостиной звучали стихи известных марийских поэтов, в чьих строках отображена вся красота и самобытность марийского языка.
Марийская письменность возникла в 18 веке. Официально это праздник отмечают 10 декабря. В 1998 году президент Республики Марий Эл издал указ о праздновании Дня письменности. Эта дата была выбрана не случайно: 10 декабря 1775 года в Санкт-Петербурге в книжных магазинах выставили на продажу книгу «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка».Это был исторический день в развитии культуры марийского народа. День марийской письменности называется «Марий тиште кече». Что же обозначает слово «тиште»? Многие думают, что оно переводится как письменность. Но это не так. Тиште – древнее финно-угорское слово. В древности оно имело значение «звезда». В некоторых финно-угорских языках слово «тиште» существует и сейчас. По-фински оно звучит как tahti, taht, по-мордовски – теште. И в этих языках оно и в настоящее время употребляется в значении звезда. В марийском языке слово тиште (тисты) стало обозначать письменные знаки, то есть родовые знаки, которые, действительно похожи на звезды. У каждого рода был свой родовой знак – тамга. Он отражал те занятия, которые были характерны для представителей данного рода. Также этими знаками представители родовой общины отмечали бортевые деревья в лесу. По-другому слово тиште обозначает еще врезанное письмо, так как знаки вырезались на деревянных дощечках, на бересте. Такими надписями марийцы пользовались даже в девятнадцатом веке, когда уже появилась письменность. Письменный период развития марийского около двух с половиной столетий назад. Но и за это короткое время она достигла уровня развития письменностей, имеющих многовековые традиции. Это произошло потому, что она имела возможность опереться на достижения мировой, и прежде всего русской, письменности. В настоящее время марийская письменность вполне удовлетворяет потребности современного общества. Важную роль в развитии письменности играли соседние народы, их культурно-экономическое влияние. Но основная заслуга в этом процессе принадлежала религии. Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Возникновение марийской письменности было связано с распространением православной религии среди марийцев в XVII-XVIII веке. В это время при церквях открывались первые школы.В 1832 году священник с. Пертнуры А. Альбинский издает первый марийский алфавит, затем уже начинают издаваться буквари. Но первые слова на марийском языке попали на бумагу еще в XVII веке. Это сделал голландский ученый и путешественник Н. Витзен. Путешествуя по Московии (так называли раньше Русскую землю), он встречался и с марийцами в районе г. Козьмодемьянска и записал их слова. Возвратившись домой, он опубликовал их в книге «Северная и восточная части Татарии». В ней он также поместил и марийский текст молитвы «Отче наш». Перевод молитвы «Отче наш» считается первым текстом на марийском языке, записанном в 1733 году. Первое небольшое стихотворение появилось в 1767 году. В это время Екатерина II приехала в Казань и ученикам новокрещенской школы было дано задание написать хвалебное стихотворение в её честь. Среди учеников был и горномарийский, он и написал небольшое стихотворение на своем языке, которое состояло из 8 строк: «Есть в нашем крае роща тихая одна, на берегу большого озера она. Деревья там раскидистей раскидистых растут, в густой листве там распевают соловьи. Там к озеру, журча, ручей стремит струи, там и трава любой травы свежей, там и цветы любых цветов нежней. Им отдана любовь моя. Того, кто рубит рощу, проклинаю я». Первая книга на марийском языке появилась в 1804 году. Она называлась «Сокращенный катехизис…». Здесь давались основы христианской религии в форме вопросов и ответов. После издания марийского алфавита появляются первые буквари на марийском языке. Первым периодическим изданием на марийском языке был ежегодник «Марла календарь». Выходил с 1907 по 1913 годы. Содержание календаря предназначалось крестьянам. На страницах печатались сведения о смене времен года и суток, о солнце и луне, рассказывалось о том, как писать письма и другую корреспонденцию. Но главное содержание составляли рассказы об обществе.А первая марийская газета называлась «Война увер» («Военные вести»). Выходила во время первой мировой войны и издавалась с 1915 по 1917 год.
Сегодня марийская письменность достигла высокого уровня развития, печатается много газет, журналов и книг.