Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «Центр национальных культур» активно сотрудничает с 24 национальными общественными организациями, которые участвуют в культурной и общественной жизни города Нижневартовска и Ханты-Мансийского автономного округа -Югры

В Центре национальных культур 19 января состоялось мероприятие «Украинские вечерницы», организованное совместно с нижневартовской национальной общественной организацией «Культурно-просветительское общество «Украина». Мероприятие проходило на сцене ЦНК и представляло собой театрализованную программу рождественских праздников. Главные персонажи действа– Хозяйка и её дочь пригласили гостей на Святки. Гости пели песни вместе с хором украинской песни «Веселка» и детским ансамблем «Барвинок», забавлялись святочными играми и, конечно же,  гадали.

Святками называются две недели зимних праздников, от Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января, до Крещения, празднуемого 19 января. Одной из ярких особенностей Святок являлись гадания. Своими корнями святочные гадания уходят во времена языческой Руси. Именно гаданиям во времена зимнего солнцестояния (а это и есть период святок) придавалось особое значение. Считалось, что именно в эти дни потусторонние силы были наиболее активны. А границы между мирами более тонки, что и способствовало более правдивому результату новогодних, рождественских и святочных гаданий. Гадания на Рождество по праву считается наиболее правдивыми. В каждой крестьянской семье совершались гадания об урожае. Вечерами гадания на блюдцах устраивали девушки, нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Способов гаданий на Руси было придумано огромное множество, но основная тема всех святочных гаданий – это гадание на суженого (жениха). Это и понятно, ведь в стародавние времена, судьба девушки целиком зависела от того, насколько удачно она выйдет замуж.

«Уж как наша Коляда не мала, не велика, Коляда-моляда, золотая борода, позолоченный усок, по рублю за волосок!», - слышались отовсюду святочные зазывалки
Коляда  - славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядованиеколядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игрыгадания.  Известный нам обычай колядовать на Рождество появился  после Крещения Руси. Колядование - один из святочных обрядов обходного характера, который совершался в рождественский сочельник, рано утром в Рождество или в день наступления Нового года, реже - накануне Крещенья. Подойдя к дому, колядовщики  поздравляли хозяев и исполняли колядки - обрядовые песни с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия в новом году.     На Украине после колядования обычно усаживали детей (колядовщиков) на порог дома на охапку сена, заставляли  их «квохтать» — «чтобы куры лучше неслись».

Колядки на Украине  назвались щедривками. Эти  самобытные украинские песни стали украшением нижневартовских «Вечерниц».

Щедривки - это обрядовые песни, которые исполняют во время рождественских праздников, в Щедрый вечер — вечер накануне Старого Нового года, 13 января. Обычай щедрования очень древний, скорее всего, еще дохристианский. А по христианскому календарю 13 января — это день преподобной Мелании. Некоторые щедривки содержат упоминания о ней. Обычно щедривки содержат пожелания хорошего урожая, приплода домашнего скота, хорошего роения пчел, мира и благополучия в семье. Как и в колядках, в щедривках высказывают уважения к хозяевам дома и ко всей семье. Традиционный припев почти любой щедривки — «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!».

На «огонёк» заглянули ряженые и привели с собой «козу».

 Коза в народных обрядах является символом и плодородия, богатства. В то же время коза выступает как оберег. По украинскому поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даёт чаровникам приблизиться к отаре. Атрибуты ряженой «козы» — вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Украинцы макет головы «козы» носили на длинном шесте, поверх которого крепился балахон, скрывавший фигуру исполнителя. Рождественско-новогодний обряд «вождения козы»  - один из самых ярких рождественских обрядов.  Ядром обряда являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…» с припевом «О-го-го, коза», где в гиперболизированных образах рисуется будущий урожай («где коза рогом — там жито стогом», «где коза хвостом — там жито кустом» и т. п.). Песня сопровождалась танцем-пантомимой: вначале коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив кусок сала, она «воскресала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.

Завершился праздник пожеланиями крепкого здоровья, благополучия, душевного тепла и мира!

dsc06401
dsc06400
dsc06398
dsc06396
dsc06388
dsc06409
dsc06408
dsc06404

 Пресс-служба ЦНК