Центр национальных культур и Центр коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най» продолжают совместную работу по сохранению и популяризации культуры народов ханты и манси, и предлагает ознакомиться с выставочной экспозицией декоративно-прикладного творчества обских угров.Бубен – ударный одномембранный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т.д. В настоящее время бубны, как музыкальный инструмент используется танцевальными коллективами. У обско-угорских шаманов отсутствует особый ритуальный костюм, что соответствует простоте изготовления и использования бубна.
Нарс - юх в переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый инструмент. Длиной около метра, корпус напоминает лодку. На корпусе инструмента вырезан крест – резонаторное отверстие. Нарс- юх сугубо мужской инструмент. Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, эпические былины. Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс - юх называют голосом поющего Бога. Издавна к этому инструменту существовало почтительное отношение. Например, перед тем, как перенести его в другое место, его покрывают платком и выносят из дома «головой» вперёд. При игре нарс-юх кладут горизонтально на колени, повернув его набок, руки музыканта слегка упираются о край инструмента. Играют на нём двумя руками: одной защипывают струны, другой - приглушают. Иногда в ведении мелодии участвуют обе руки. Акань –самая любимая игрушка хантыйских детей. Самодельные куклы изготавливают из разных тканей. На лице у «акань» не принято делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. По традиции у куклы нет рук и ног, чтобы не вселилась душа и не могла навредить ребёнку. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «акань» отправлялась в летнюю деревню, в оленеводческое стойбище, на рыболовецкий стан, на праздники. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Корнева́тик - плетёный сосуд, изготовляемый обычно из кедрового корня и черёмухового прута. Широко бытовал у обских финно-угров — ханты и манси. Использовался для хранения домашней утвари, боеприпасов, пищевых продуктов. Сейчас изготавливается на сувениры. Игольница по - хантыйски «намт» и в культуре обских угров имеет сакральное значение. Она – символ женского начала. Когда в семье рождалась девочка, мама готовила для нее игольницу, как бы передавая ей вместе с этим предметом свое мастерство. Хантыйский игольник плоский, его ничем не набивали. Украшали по-разному: расшивали бисером, шерстяными нитками, коготками или клювиками птиц, лебединым пушком. Могли сделать обрамление из меха выдры, соболя или норки. Берестяная утварь. Популярным материалом для изготовления утвари у хантыйских народов служит лёгкая непромокаемая гибкая береста. Каждая семья имеет множество берестяных емкостей разной формы и назначения: плоскодонные сосуды, кузова, коробки, табакерки. Рукоделия женщины хранят в узорной берестяной коробке йиныль. Если у одних деревянная и берестяная посуда проста и архаична, то у других очень разнообразная по форме и размерам утварь украшается резными спирально-ленточным криволинейным орнаментом. Женская сумка (тутчан). У народа ханты сумки бывают двух видов: тутчан и хир. Тутчан имеет особое значение в жизни женщины. Тутчан - это символ женской природы, она олицетворяет душу своей владелицы, сопровождает её на протяжения всей жизни. Изготавливается чаще всего из оленьего меха, иногда бывают из сукна. Тутчаны украшают меховой и кожаной мозаикой, орнаментом, бисером, металлическими подвесками, оберегающими владелицу от воздействия тёмных сил нижнего мира. Отправляясь на стойбище или в лес, женщина не расстается с сумкой. Сумка переживает вместе с хозяйкой все настроения и состояния Женщина неразлучна со своей сумкой, даже когда ей приходится отправляться в мир иной. Санквылтап- народный струнный музыкальный инструмент обских угров. Оснащается обычно пятью струнами. Хантыйское название - нарс-юх. Санквылтап используется как в культовых практиках, так и для простого музицирования. Инструмент обычно изготавливается из стволов кедра, ели или осины. Имеет форму лодки. В местных обычаях используется для вызова духов с помощью особых мелодий. Берестяные маски для медвежьего праздника. Ханты и манси во время «медвежьего праздника» используют берестяные маски с длинным носом, а к некоторым пришивают кусочки меха – в качестве бороды и усов. В церемонии медвежьих игрищ представлены все виды народного искусства: песни, танцы, театрализованные представления. Количество исполняемых «номеров», которые отмечаются на специальной палочке, может достигать 300. Медвежьи игрища – особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. День и ночь здесь как бы меняются местами. Церемония начинается ближе к обеду и заканчивается под утро. За время проведения праздника перед присутствующими предстает весь хантыйский мир: от сотворения до наших дней, актуализируется этническая матрица. Хантыйская люлька. Хантыйская люлька служит первым микрожилищем ребенка, с которого начинается познание окружающего мира. Люльку всегда делает мужчина. Это может родной отец крестный отец. Изготавливают люльку из дерева: на дно и спинку идет кедр, на бортики – береза.