Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «Центр национальных культур» активно сотрудничает с 24 национальными общественными организациями, которые участвуют в культурной и общественной жизни города Нижневартовска и Ханты-Мансийского автономного округа -Югры

16 мая в Центре национальных культур состоялась литературно-музыкальная гостиная «Мы в Киргизии». Организаторы мероприятия МБУ «Центр национальных культур» и общественная организация «Национально-культурный центр «Кыргызстан-Югра» в городе Нижневартовске, при участии профсоюзной организации ветеранов педагогического труда (неработающих пенсионеров). Гости гостиной вспоминали самые яркие моменты своей недавней туристической поездки в Кыргызстан. Делились впечатлениями об этой удивительной стране, демонстрировали сувениры, привезённые на память. Участники гостиной не могли наговориться о прекрасной природе Кыргызстана, о достопримечательностях, которые им довелось увидеть в поездке, о гостеприимстве этого народа. Вартовчане познакомились с председателем национально-культурного центра «Кыргызстан-Югра» Жаныбеком Султаналиевичем Балбаковым, который рассказал гостям о деятельности своей организации в Нижневартовске, о национальных кыргызских праздниках, о традициях своего народа. Приятным творческим подарком от нижневартовских киргизов стало выступление совсем юной артистки Сайкал Мамбетовой, исполнившей танец «Караджорго». Гости читали стихи о Кыргызстане, смотрели видеофильм и конечно, рассказывали о деятелях искусства Киргизии, о поэтах и писателях. Подробно остановились на творчестве и жизни выдающегося кыргызского и русского писателя Чингиза Айтматова.Родился 12 декабря 1928 г. в посёлке Шекер Таласской области Киргизской ССР в семье учительницы и партийного работника. Отец был репрессирован в 1937 г. Огромное влияние на мальчика оказала бабушка, жившая в горном ауле. Здесь Чингиз проводил все летние месяцы. Он слушал народные песни и сказки, участвовал в кочевых празднествах. В 1948 г. Айтматов окончил ветеринарный техникум, а в 1953 г. — сельскохозяйственный институт. Три года работал зоотехником. Тогда же в местных газетах и журналах появились его первые литературные опыты. В 1956 г. он поступил на Высшие литературные курсы в Москве. Вернувшись на родину, редактировал журнал «Литературный Киргизстан», работал корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии. В 1958 г. в «Новом мире» была опубликована повесть «Джамиля» о «незаконной» любви замужней киргизской женщины, написанная от лица подростка. Уже на следующий год её перевёл на французский язык известный писатель Луи Арагон. К Айтматову пришла международная известность. В 1963 г. за книгу «Повести гор и степей» (кроме «Джамили» в неё вошли «Первый учитель», «Верблюжий глаз» и «Тополёк мой в красной косынке») Айтматов получил Ленинскую премию. Главная черта этих произведений — сочетание нравственной, философской проблематики с поэтикой традиционного Востока. Фольклорные и мифологические мотивы играют решающую роль и в повести «Прощай, Гульсары!» (1965—1966 гг.). Особенно они сильны в повести-притче «Белый пароход» (1970 г.): трагическая история семилетнего мальчика разворачивается параллельно со сказанием о Рогатой матери-оленихе — хранительнице рода, обожествлённом воплощении доброты. В повести «Пегий пёс, бегущий краем моря» (1977 г.) писатель перенёс действие в мифические древние времена на берега Охотского моря. Проникнутые верой в высшие силы, рыбаки в бурю жертвуют собой ради спасения ребёнка. Главная айтматовская тема — судьба отдельного человека как представителя всего человеческого рода — обрела новое измерение в романах «И дольше века длится день» («Буранный полустанок», 1980 г.) и «Плаха» (1986 г.). В первом — описание реальной жизни Средней Азии соединяется уже не только с мифами, но и с фантастикой (речь идёт о межпланетных контактах). В «Плахе», затрагивающей острейшие проблемы конца XX в. (гибель природной среды, наркомания), автор обращается к поискам Бога. Вставная библейская сцена (разговор Иисуса с Пилатом) вызвала лавину споров — писателя обвинили в подражании М. А. Булгакову и в «эксплуатации высокой темы». Однако большинство читателей и критиков по достоинству оценили пафос произведения. В 70—80-х гг. Айтматов активно участвовал в общественно-политической жизни страны: был секретарём Союза писателей СССР и Союза кинематографистов СССР, депутатом Верховного Совета СССР; после перестройки входил в Президентский совет, возглавлял журнал «Иностранная литература». С 1990 г. находился на дипломатической работе. Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.12 декабря 2018 года писателю исполнилось бы 90 лет.

img_3264
gzhabfplwfi
img_3250
img_3261
img_3273

 

Завершилась литературно-музыкальная гостиная дружным чаепитием и песней, исполненной всеми участниками мероприятия на кыргызском языке. В гостиной принимали участие Максимова Евдокия Петровна, Полякова Эльвира Леонидовна , Белязе Тамара Михайловна, Доколько Галина Евгеньевна, Замараева Нина Федоровна, Коваленко Галина Ивановна, Николайчук Жанна Аркадьевна, Пефтиева Лидия Александровна, Огородникова Любовь Сергеевна, Филатова Людмила Викторовна, Хыльма Надежда Васильевна, Шаланина Валентина Леонидовна, Щава Юлия Георгиевна.

Пресс-служба ЦНК