24 февраля в Центре национальных культур состоялась литературно-музыкальная гостиная, посвящённая Дню азербайджанской письменности. Мероприятие проводилось совместно с Региональной общественной организацией Ханты – Мансийского автономного округа- Югры «Азербайджанцы». В мероприятии принимали участие председатель региональной общественной организации Ханты – Мансийского автономного округа- Югры «Азербайджанцы» Арзу Исмаилов, член Совета старейшин при Губернаторе ХМАО-Югры Намик Алиев, а также хранитель азербайджанской культуры в Югре, бывший студент азербайджанского университета Николай Бакинец. Гюлоглан Мехтиев очаровывал гостей литературно-музыкальной гостиной своей неповторимой игрой на национальном инструменте саз.
Саз (от персидского слова, означающего «инструмент») — инструмент типа лютни семейства тамбуров. Распространён у народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других стран Востока, также у татар и башкир. Является типичным музыкальным инструментом ашугов Азербайджана.
Родоначальником саза, вероятнее всего, был ширванский танбур, популярный также в Тебризе и описанный в XV векеперсидским музыкантом и теоретиком музыки Абдулгадиром Мараги. Согласно Музыкальной энциклопедии саз — один из самых старинных народных инструментов Азербайджана. Его предшественниками считают сетар (упоминается в поэмах классика персидской поэзии Низами, жившего в XII веке на территории нынешнего Азербайджана) и дутар, имеющий сходную форму. По мнению азербайджанского искусствоведа Меджнуна Керимова, современный азербайджанский саз является совершенным потомком гопуза, а свою современную форму саз принял в эпоху шаха Ирана Исмаила Хатаи (XVI век). Изготовление саза — это очень длительный и трудоёмкий процесс. Обычно мастера используют несколько пород деревьев для изготовления различных частей саза. Корпус делают из отборных видов тутовника, гриф бывает вишнёвый, а перемычку, на которую с помощью деревянных гвоздей собирают инструмент — из твёрдого ореха. В Азербайджане саз имеет глубокий корпус грушевидной формы из орехового или тутового дерева, долблёный или склеенный из отдельных клёпок, и длинную шейку, прямоугольную или округлую с тыльной стороны[. Корпус собирается из клёпок в нечётном количестве (обычно, в количестве девяти), соединяемых друг с другом. Эти клёпки стягиваются на прикладе, месте соединения шейки и корпуса, называемом «кюп», а затем к ним монтируется шейка. Верх корпуса покрывается тонкой деревянной декой и на гриф привязывают 16-17 ладков. Саз состоит из трёх частей: грушевидного корпуса, шейки (грифа) и головки. К головке прикрепляются колки, при помощи которых настраивают струны. Размеры сазов бывают различными: большой саз состоит обычно из 8-11 струн, средний из 8-9 струн, а маленький из 4-7 струн. Из трех разновидностей (размеров) саза самый распространенный в Азербайджане «тавар саз» или «ана саз» представляет девяти, иногда, восьмиструнный инструмент. Чуть более компактный по сравнению с ним «орта» или «голтуг» саз имеет шесть, иногда, семь струн, а маленький «джура» саз является четырёх — шестиструнным инструментом. На сазе играют как сольно, так и в составе ансамблей.
В литературно-музыкальной гостиной была представлена выставка книжного наследия Азербайджана. Зрителям рассказывали о поэтах и писателях Азербайджана, о людях, чьё литературное творчество повлияло на развитие мировой литературы. И вот, что они узнали.
Азербайджанская литература, как и вся культура этого государства, – одна из самых древних. В 12 веке появилась плеяда азербайджанских персоязычных поэтов, таких, как Абу-ль-Ала Гянджеви, носивший титул «царя поэтов», Хагани, Фелеки Ширвани; мыслитель и гуманист Низами Гянджеви, чьи поэмы оказали влияние на многих поэтов Ближнего и Среднего Востока. Письменность на азербайджанском языке складывалась в 13–14 веках в газелях Гасаноглы, а также в выдающемся эпическом произведении «Китаби деде Коркуд».Высокие образцы лирики создают Несими - автор первого большого поэтического сборника (дивана) на азербайджанском языке; шах Исмаил I - родоначальник тюркской династии Сефевидов в Иране, при правлении которой азербайджанский язык стал государственным языком империи. Расцвет поэзии на азербайджанском языке связан с именем Физули; его газели и лиро-эпическая поэма «Лейли и Меджнун» (1537) сыграли большую роль в формировании литературного языка. К этому времени относится создание героико-романтических поэм-дастанов («Кёр-оглы», «Ашик Гариб», «Асли и Керем» и др.). В творчестве поэтов 18 века Видади, Нишата Ширвани, Ага Масиха Ширвани и особенно Вагифа, поэта и государственного деятеля Карабахского ханства, прослеживается стремление к разговорному народному языку. Азербайджанская литература 19 века тяготела к просветительскому реализму (проза А. Бакиханова, социальная сатира Закира). М. Ф. Ахундов первым установил контакты между азербайджанской и русской литературой, его элегическая поэма «На смерть Пушкина» была переведена А. А. Бестужевым (Марлинским) и опубликована в журнале «Московский наблюдатель» (1837). Повесть Ахундова «Обманутые звёзды» (1857), 6 пьес о нравах современного ему общества (1850–55) оказали существенное влияние на развитие азербайджанской литературы 19 – начала 20 веков (Н. Ф. Везиров, А. Ахвердов, Дж. Мамедкулизаде, Н. Нариманов). В начале 20 века развитие литературы Азербайджана ознаменовано подъёмом национального самосознания, в это время появились школы и пресса на родном языке (газеты «Шарки-Рус», «Хаят», журналы «Молла Насреддин», «Фиюзат» и др.). В 1920–80-е гг. азербайджанская литература развивалась в русле советской идеологии. Высоким мастерством отмечена поэзия Мюшфика, С. Вургуна, Р. Рзы, Б. Вагабзаде, Наби Хазри (Бабаева), Мамеда Араза и др. Активно развивалась историческая и социально-психологическая драматургия, ярко представленная пьесами Г. Джавида («Пророк», 1922; «Месть сатаны», 1936), Дж. Джабарлы, С. Рахмана, Вургуна, И. Эфендиева. Широкой популярностью пользовался социально-психологический и исторический роман (М. С. Ордубады, Абульгасан, С. Рагимов, Мир Джалал, Ч. Гусейнов, М. Ибрагимов, Ю. В. Чеменземенли, А. Алекперзаде, В. Самедоглу, Сеид Гусейн, И. Гусейнов, М. Ибрагимбеков, Р. Ибрагимбеков, А. Айлисли, Анар и др.). Скрытым политическим протестом, утончённым психологизмом окрашено творчество писателей и поэтов И. Шихлы, М. Гусейна, Н. Хазри, Б. Вагабзаде, Н. Гасанзаде, Габиля, А. Бабаева, Г. Арифа, К. Касумзаде, З. Халила, Г. Аббасзаде. Из писателей современного Азербайджана, наибольшую известность получили кинодраматург Рустам Ибрагимбеков и автор детективных романов Чингиз Абдуллаев, писавших исключительно на русском. Поэзия представлена известными поэтами Нариман Гасанзаде, Халил Рза, Сабир Новруз, Вагиф Самедоглы, Нусрат Кесеменли, Рамиз Ровшан, Гамлет Исаханлы, Залимхан Ягуб и др. Среди современных азербайджанских драматургов можно назвать Ф. Годжа, Эльчина, К. Абдуллу, А. Масуда, Г. Мираламова, Э. Гусейнбейли, А. Рагимова, Р. Акбера, А. Амирли и др. Рамки новой азербайджанской прозы расширяют и элементы детектива, фантастики, антиутопии, тюркской мифологии, восточного сюрреализма. Из писателей, работающих в этом жанре можно назвать таких писателей, как Анар, М. Сулейманлы, Н. Расулзаде, Р. Рахманоглу. Новый азербайджанский реализм начал набирать силу, когда молодые прозаики начали всё чаще обращаться к национальной истории и этнической памяти. В этом плане стоит отметить историко-синтетический роман «Тринадцатый апостол, или Сто сорок первый Дон Жуан» Эльчина Гусейнбейли и исторические романы «Шах-Аббас» и «Надир шах» Юнуса Огуза.
Пресс-служба ЦНК