«Праздник этот самый длинный он веселый и старинный,
Наши предки пели, ели, веселились две недели.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!»
- такими стихотворными строками начался праздник «Шорыкйол» (в переводе с марийского языка - «Овечья нога»), состоявшийся 26 января в Центре национальных культур. Организаторы мероприятия: МБУ « Центр национальных культур» совместно с Центром коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най», марийской общественной организацией «Марий Ушем» и удмуртской местной автономией.
Шорыкйол – один из самых известных марийских обрядовых праздников. Православные марийцы празднуют его в одно время с Христианским Рождеством (6 января). У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол (овечья нога), от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги, подобные действа, должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье. Неотъемлемая часть праздника - шествие ряженых (в основном переодеваются в костюмы животных) во главе со Стариком Василием и Старухой. Старик Василий и Старуха общаются с добрыми и злыми богами, поэтому они могут рассказать людям, как уродится урожай, какова будет жизнь для человека. Хозяева дома щедро угощали ряженых орехами и пельменями, в которые клали монетку или кусочек угля. Обязательным обрядовым блюдом считается баран. Старик Василий и Старуха разбрасывали на пол зерна ржи или овса, желая гостеприимному хозяину изобилия хлеба.
Праздник Шорыкйол немыслим без весёлых игр и затей. Присутствующие в Центре национальных культур гости играли в традиционные марийские игры «ТУП ПЕРЕН» («Щелчки»), «ШЕРГАШЫМ ШЫЛТЕН» («Колечко»), «ШИЙ КАПКА» («Серебряные ворота»), «СОКЫРТАГА» («Слепой баран»). По душе горожанам пришлись ритуальные гадания. «Веселись, честной народ, праздник святочный идет! Мы пришли всех прославлять, а на улице мороз подмораживает нос, не велит долго стоять велит в Шорыкйол погадать», - звучали слова ведущей праздника. Нижневартовские удмурты рассказали зрителям о том, как калядуют издревле в Удмуртии. В Новый год и Рождество надевали вывернутые наизнанку тулупы, маски, мазали лица сажей и ходили по домам. Ряженые плясали, но при этом не произносили ни звука - просто создавали много шума с помощью различных предметов. Задача хозяина и хозяйки дома - узнать, кто же скрывается за маской ряженого. Считалось, что ряженые пугают банных духов, изгоняют болезни, приносят удачу в различных делах и способствуют большому урожаю, поэтому их радушно встречали в каждом доме. По поверьям древних удмуртов, на прикамских просторах жили великаны - алангасары. Когда на земле появились люди, великаны решили уйти на далекий север, в полуночный край Уйпал. Только один великан не покинул родные места. Со временем этот алангасар набрался знаний, постиг язык зверей и птиц, узнал пользу растений и принял облик мудрого старца. Но к людям не выходил, боялся напугать. Однажды, когда он тайком следил за игрой детей, они заметили его, но не испугались. Вместе они начали играть в снежки и кататься с гор. Детвора с увлечением слушала волшебные рассказы великана. Нового друга дети назвали Тол Бабай, что означает «зимний дед». Одна из любимых игр детей - это «Весёлая скамейка».
Участницы ансамбля «Инвожо» пригласили юных зрителей поиграть в эту зимнюю забаву. В завершении праздника хозяйка марийских игрищ Озавате пожелала всем процветания и изобилия на целый год. В мероприятии также приняли участие Анастасия Прасина и марийский ансамбль «Мари».
Пресс-служба ЦНК