Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

16 июня во Дворце искусств, в рамках фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи - 2018» состоялся  национальный праздник «Сабантуй».     Организаторами праздника выступили: администрация города Нижневартовска, Управление культуры администрации города, Общественная организация «Татарская культурная национальная автономия города Нижневартовска «Мирас», Центр национальных культур. Праздник открыл яркий пролог, повествующий о том, как испокон веков отмечали этот самобытный праздник. Его украшением стали выступления ансамблей «Шатлык» («Радость»), «Ватан» («Отечество»), «Дуслык» («Дружба»), «Башкиры Югры». На нижневартовский «Сабантуй» приехали почетные гости: председатель Думы ХМАО-Югры Б.С. Хохряков, депутат Тюменской областной Думы В.М. Танкеев. Глава города Нижневартовска В.В. Тихонов приветствовал вартовчан и гостей города на татарском языке. С наилучшими пожеланиями и поздравительными словами выступила Римма Ратникова - заместитель председателя государственного Совета Республики Татарстан, депутат государственного Совета РТ пятого созыва. Праздник продолжили артисты из Казани, Мегиона и Нижневартовска. Традиционно состоялся конкурс баянистов, а в это же время, в физкультурно-спортивном комплексе «Юбилейный», в рамках праздника «Сабантуй», прошли спортивные состязания по  рукоборству, толканию гири и национальной борьбе Куреш.

История праздника «Сабантуй»:  Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с языческими обрядами предков. В татарском языке месяц май называется месяцем сабана, что в переводе означает весна, день. Сабан означает «яровые», или в другом значении, - «плуг», а туй – свадьба, торжество. Таким образом, смысл слова сабантуй – торжество в честь сева яровых. Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан–«весенний»). Происхождение праздника связано с существовавшими у древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили магический характер и туй следует толковать как « свадьбу» («бракосочетание»).Подготовка к празднику начиналась за несколько недель до назначенного дня. Аксакалы собирали сход и договаривались о сроках и месте проведения праздника.В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина варила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы в переводе « грачиная каша» или « воронья каша».На следующий день, чуть свет, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками – тула оек), отправлялись по домам собирать крашеные яйца.У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного-кызыл башлы сёлге – вытканного узорами полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но пекли специально для детей булочки, орешки из теста – бавырсак и готовили конфеты.В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: « Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят» Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8—10 человек они объезжали деревню.Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.Обычно на Сабантуй жители нескольких селений съезжались в одну деревню. Для майдана (место состязаний) избирался луг, ровное поле или опушка леса, как правило, недалеко от воды и гор. Место проведения было неслучайно. Таким образом, наши предки стремились к слиянию с природой.К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.С восходом солнца дети собирали по дворам призы для праздника: вышитые полотенца, платки, которые привязывали на специальный шест, куски ткани, раскрашенные яйца, продукты. Самым ценным подарком считалось полотенце с бранными узорами. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии, мастерстве молодой хозяйки. Его обязательно должны были приготовить молодухи,вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями.Сабантуйные дары наделялись магической силой. Они выполняли роль оберегов и должны были помочь выполнить желания дарителя. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.По неписаным правилам майдан открытый: никто не должен уйти без подарков.На празднике обязательно награждали бегуна, повредившего ногу, скакуна, пересекшего финишную черту последним. Шеи скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Обычай повязывать полотенца, платки на шею пришедшего последним скакуна называется « конь надежды». Этот обычай наши предки связывали с желанием отогнать беду и отдаванием дани душам покойных предков.Празднества начинались с общественных молений, затем проходили конные скачки вокруг холма, имитирующие ход солнца по небу, прокладывали первую борозду и сеяли. Эти действия символизировали оплодотворение земли, заканчивались различными соревнованиями, хороводами и играми. Самая молодая замужняя женщина вручала подарки победителям, что подчеркивало взаимосвязь женщины природы с плодородием.Сабантуй начинался с раннего утра. В первую очередь, это праздник земледелия.Поэтому и начинался он только после символического ритуала. В деревянный плуг впрягалась лошадь, и прокладывалась первая борозда. После этого праздник вступал в свою силу.На середину майдана вкапывался сабантуйный шест с завязанными на верхушке полотенцами. Сабантуй праздновали весело, каждый хотел показать свою силу, ловкость, умение управляться с конем. Соревновались все от мала до велика. Сабантуй начинался состязаниями детей и аксакалов. Зрители располагались вокруг поодаль – сабантуйный круг ассоциировался с солнцем, небом. Традиционным был порядок состязаний. • Конные скачки (наездниками были мальчики 10 – 13 лет) • Курэш – национальная борьба • Пешие забеги • Прыжки • Поднятие тяжестей • Вечерние молодежные игрища. Соревнования начинались со скачек. Лошадей, участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5 -10 от деревни. Финиш устраивали на майдане. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе были и являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки и прыжки. Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе. Эти состязания имели огромное значение в жизни предков татар, так как они вели кочевой и полукочевой образ жизни.Если батыры и джигиты демонстрировали на Сабантуе силу, удаль, сноровку, то певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа. Во время Сабантуя люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.Завершался Сабантуй вечерними молодежными игрищами.До глубокой ночи звучали гармоники, скрипки. Парни и девушки пели песни, водили хороводы. Несмотря на большое стечение народа и азарт, возникавший во время состязаний, никогда не случалось беспорядка. Порядок был образцовый и поддерживался самими гуляющими.Эти традиции предков поддерживаются и в настоящее время.

(Материал взят из источника: HintFox.com)

 

img-20180616-wa0000
img-20180616-wa0005
img-20180616-wa0004
img-20180616-wa0013
img-20180616-wa0008

Пресс-служба ЦНК