Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

В Центре национальных культур состоялась литературно-музыкальная гостиная «Чайные традиции народов Мира». В мероприятии приняли участие национальные общественные организации города Нижневартовска. Мероприятие проводилось по муниципальной программе «Профилактика терроризма и экстремизма на 2015-2020 годы».

Гостей гостиной знакомили с русскими, татарскими, азербайджанскими, хантыйскими чайными церемониями. Вартовчане узнали, что в Азербайджане чай любят, пьют его много и не только после, но и до еды. Часто заваривают чай с местными дикорастущими травами, имеющими лечебные свойства. Из видов классического чая азербайджанцы предпочитают черный байховый чай, причем очень крепкий. Пьют его не из привычных нам фарфоровых чашек или пиал, а из специальных узких сосудов грушевидной формы, которые называют «армуды». К чаю в Азербайджане подают местные сладости: разновидности халвы, пахлаву, рахат-лукум, гуймаг, шекерчурек и многие другие, составляющие славу любой восточной кухни.

 

Народы ханты и манси высоко ценили тонизирующие свойства хорошего чая. Считалось, что он придает человеку силы, поэтому обязательно пили чай перед охотой и длительными пешими переходами. С XVII века, а может и раньше, в Сибирь в обмен на меха из Китая завозили особый вид чая – «кирпичный» – черный или зеленый. Изготавливали его по особой технологии из высококачественного чайного листа, формируя брусками темно- или светло-зеленого цвета с плотной и гладкой поверхностью. Кирпичный чай удобен для транспортировки, хорошо хранится, не портится от влажности и перепада температур, сохраняя свой вкус и аромат годами. Поэтому он завоевал популярность по всей Сибири и Северу. Отделить кусочек от твердого чайного кирпича можно только с большим усилием с помощью ножа или топора. Порцию чая бросают в котел, не измельчая. Вода может быть даже холодной или чуть теплой, но не кипящей. Засыпав чай в котел, его не заваривают, а именно варят, готов он тогда, когда вскипит ключом. Для заварки кирпичного чая нужно в 2 раза больше, чем обычного – байхового. С 90-х годов XIX в. кирпичный чай сменяет чай плиточный – это прессованный байховый чай, но с большим количеством чайной крошки. При заваривании он даже бывает более крепок, чем те байховые чаи, из которых его производят. Это объясняется тем, что прессование происходит сухим путем под высоким давлением. Часть пектинов и смолистых веществ выдавливается из крошки и быстрее переходит в настой. Плиточный чай также удобен в полукочевом быту и даже заслужил название «сибирского». Заслышав приближающуюся упряжку, хантыйская или мансийская хозяйка подвешивала над огнем котел для чая. Это не только жест гостеприимства, но и самое верное средство помочь гостю быстрее согреться и восстановить силы. Котел успевал вскипеть за то время, пока гость распрягал оленей и стягивал с себя верхнюю одежду. Именно с чаепития начиналась трапеза в каждом сибирском жилище. Южные соседи ханты и манси варили кирпичный чай, добавляя в него молоко, масло, а порой и муку, превращая его в сытное и согревающее блюдо. На Оби разработали свою рецептуру тонизирующего напитка. Его обязательным компонентом был жир – лосиный или олений, реже – сливочное масло или оленье молоко. Кусочек топленого жира опускали прямо в чашку. Это усиливало аромат напитка, придавало ему своеобразный вкус, а главное согревало. Но лучше всего пить чай с жирной строганиной из нельмы или муксуна. Европейцу покажется нелепым глотать с мороза ледяные стружки рыбы, но в сочетании с горячим чаем они мгновенно согревают и насыщают. Вот почему хантыйская или мансийская хозяйка вместе с чаем поставит перед гостем не только хлеб и сахар, протянет ему тушку мерзлой рыбы и сплетенный из травы круглый коврик, чтобы тот мог приготовить строганину – по обычаю рыбу строгают мужчины, женщина лишь может снять с нее кожу. Хотя хозяевам всегда хотелось поскорее узнать новости, согласно традиционному этикету не принято расспрашивать гостя, пока тот не попьет чая. Чаще в котле варились травы или чага. Для приготовления горячих напитков ханты и манси и по сей день, употребляют различные травы: таволгу, лисья брусники, княженики, морошки и т.д.

«Чайный стол – душа семьи», – говорят татары. Чай пьют крепким, горячим, нередко разбавляя молоком или сливками. На званых обедах в чай по желанию гостей добавляют курагу, урюк, изюм, ломтики свежих яблок. Без чая, по существу, не обходится ни одно застолье, причем любого – со зваными или незваными гостями. Чай любят пить из маленьких чашек, чтобы не остывал. А если во время интересной беседы гость заговаривался с хозяином дома, хозяйка всегда подавала ему новую чашку со свежезаваренным чаем. В России — свой ритуал заваривания чая. Так, кипяток рекомендуется готовить в самоварах. Воду для чая предпочитали брать родниковую, мягкую. Чай на такой воде получался ароматным и свежим. В русской традиции, заваривать чай крепко было не принято. Чай готовили в заварнике и разливали по чашкам, не разбавляя водой. В случае добавления молока или сливок подогревали их и добавляли в чашки до чая.   Чай принято пить несколько раз в день.  В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь. Впервые китайский чай попал к русскому царю в 1567 год. в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы. Со временем чай добрался до Сибири, а исследователи восточной части Российской Империи обнаруживали там повсеместное употребление чая. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно. В завершении вечера зрителей литературно-музыкальной гостиной  угостили чаем, приготовленным по разным рецептам. Гости наслаждались вкусом этого божественного напитка под песенную композицию в исполнении Дарьи Тостовой.

Пресс-служба МБУ «Центр национальных культур»