Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

В рубрике «Россия –это мы» продолжаем рассказывать о выдающихся людях разных национальностей, внесших вклад в историю, культуру и искусство Российского государства.

А  Адыги

ХУСЕН АНДРУХАЕВ

Хусен Борежевич Андрухаев - адыгейский советский журналист, поэт, Герой Советского Союза посмертно, родился 2 марта 1920 года в ауле Хакуринохабль (ныне — в Шовгеновском районе, Республика Адыгея) в крестьянской семье. По национальности адыг (черкес).

В 1935 году поступил в Адыгейский педагогический техникум. В этом же году принял участие в совещании молодых писателей в Ростове-на-Дону. С 1939 года, по окончании техникума, работал в редакции местной газеты, с июня того же года — корреспондентом областной газеты «Социалистическая Адыгея».

В Красной Армии с января 1940 года. С 1941 года, по окончании Сталинградского военно-политического училища,  - младший политрук, затем был назначен политруком роты 733-го стрелкового полка 136-й стрелковой дивизии 18-й армии.

8 ноября 1941 года в ожесточённом оборонительном бою на окраине села Дьяково Антрацитовского района Ворошиловградской области немцы, получив подкрепление в танках и живой силе, ведя ожесточённый артиллерийский и миномётный огонь, стремились как можно быстрее продвинуться к майкопской и грозненской нефти и кубанской пшенице. Надо было остановить их и задержать, пока подойдут резервы. В бою погиб командир роты. Случилась обычная в таких случаях растерянность бойцов. И тут раздался громкий голос:

- Слушай мою команду! — поднявшись во весь рост, младший политрук Хусен Андрухаев первым устремился в атаку. За ним пошли уцелевшие бойцы роты. Но противник, во много раз превосходивший атакующих, окружал красноармейцев, стремясь прежде всего взять в плен командира (Андрухаева). Он остался прикрывать вынужденный отход подразделения. Когда закончились патроны, он в ответ на предложение немцев о сдаче крикнул «Русские не сдаются!» и подорвал себя и окруживших его вражеских солдат связкой противотанковых гранат.

После боя немцы посмотрели его документы и удивились, так как они не ожидали, что такие слова перед смертью скажет ГОРЕЦ-АДЫГ. Перед войной немецкая пропаганда убеждала немцев, что Кавказ они возьмут без единого выстрела, так как население будет на их стороне. Об этих последних минутах Хусена Андрухаева поведал один из немцев, плененных позже. И тогда-же эта информация попала в газету.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1942 года, младшему политруку Хусену Борежевичу Андрухаеву посмертно было присвоено звание Герой Советского Союза.

Похоронен Хусен Андрухаев в братской могиле в селе Дьяково, Луганская область, Украина.

ТЕМБОТ КЕРАШЕВ

Адыгейский советский писатель Тембот Магометович Керашев родился 20 августа 1902 года в ауле Кошехабль в семье крестьянина. Окончил частную татарскую школу, затем учился в учительской семинарии в Уфе, в реальном училище станицы Абинской, Краснодарском политехническом институте. В 1929 году окончил Московский промышленно-экономический институт, после чего вернулся в Адыгею. Здесь он был редактором областной газеты, управляющим Адыгейским национальным издательством, директором, научным сотрудником Адыгейского института краеведения.

Тембот Керашев является основоположником новописьменной адыгейской литературы. Среди наиболее известных произведений — «Адыгея—первая национальная», «Тайны Сариет», роман «Дорога к счастью», сборник рассказов и повестей «Последний выстрел» (1969); повести «Дочь шапсугов», «Абрек» (1957); романы «Состязание с мечтой», «Одинокий всадник» (1973) и многие другие. В 1923 году перевёл на адыгейский язык «Интернационал». Лауреат Сталинской премии третьей степени (1948). 

Становление творчества Тембота Керашева связано со временем революционных потрясений и крутой перестройки сознания. Когда появляется адыгейская письменность, Керашев принимает участие в ликвидации неграмотности. Он сам при этом собирает и записывает произведения устного поэтического творчества. Когда выходит первая газета на адыгейском языке, ее редактором становится Тембот. Когда в Краснодаре открывается национальное издательство — им руководит начинающий писатель. Между тем, основным делом жизни становится творчество. Т. М. Керашев собирал образцы устного поэтического творчества адыгов, составлял сборники фольклорных произведений; в соавторстве с А. Д. Хатковым создал первые учебники по адыгейской литературе.

Умер писатель в 1988 году и похоронен в городе Майкопе.

В последнем интервью Тембот Керашев говорил о необходимости осознания ответственности за культуру своего народа, за его историю. Потеря исторической памяти и гражданского чувства, унификация национального начала, сведение разных культур к одной, безликой и бездуховной — вот с чем боролся писатель на протяжении всей своей жизни.

ЕУТЫХ АСЯ

Ася Аслановна Еутых -  российский ювелир, оружейник, член Союза художников России, народный художник Республики Адыгея, родилась 8 декабря 1962 года.

 Ася Еутых - известная во всем мире, единственная на Северном Кавказе художница по металлу. Работы А.Еутых выполнены в технике литья, гравировки и позолоты. Основные материалы работ включают бронзу, серебро, золото и драгоценные камни.  Ее авторские работы  хранятся в фондах Государственного Эрмитажа и в Государственном историческом музее Москвы, а такжеукрашают мировые частные коллекции. Неповторимые, уникальные и единственные в своем роде произведения искусства Аси Еутых экспонируются в Германии, Англии, Америке, Венгрии, Болгарии, Бельгии, на персональных выставках в Анкаре и Стамбуле. Она вооружила гвардию иорданского принца, сделала комплект украшений свадебного платья для иорданской принцессы, из ритона, сделанного ее руками, пьет президент В.Путин, а маэстро Юрий Темирканов с удовольствием демонстрирует серебряную дирижерскую палочку, изготовленную Асей ко дню его рождения.

Самые известные работы А.Еутых, хранящиеся в частных коллекциях:

  • В. Путин (Ритон «Альп», набор «Королевская печать», ритон «Великий Источник», меч-акинак «Амра»);
  • Король Иордании Абдалла II («Золотое дерево Нартов»);
  • Король Иордании Хуссейн («Комплект из двух бокалов на подносе»);
  • Принц Иордании Али Бен Аль Хуссейн (Шашка, кинжал, пояс, газыри);
  • Принцесса Иордании Рим (Комплект украшений свадебного платья);
  • Маэстро Ю. Темирканов (Серебряная дирижерская палочка).

В 1998 г. А. Еутых создала оружие и амуницию для личной черкесской гвардии (15 комплектов) иорданского Принца Али.     

В 2011. Ася Еутых выпустила именные монеты в «1 Забудь» «1 Потом» и «1 Голова» в золотом, серебряном и бронзовом эквивалентах.

По археологическим источникам Северо-Западного Кавказа Ася Еутых восстановила древнюю рецептуру бронзы и воссоздала технологию бронзового литья. Основные материалы работ — бронза, серебро, золото и драгоценные камни. Оружие и ювелирные изделия тяготеют к археологической тенденции и стилистике II—I тыс. до н. э., присущих находкам древних курганов Адыгеи. Большое место в творчестве занимают декоративные элементы и орнаментальные мотивы, характерные для древних и средневековых культур Кавказа и Передней Азии, и, прежде всего, черкесского декоративно-прикладного искусства.

Среди наиболее интересных работ мастера: «Золотое дерево Нартов», символизирующее волшебную золотую яблоню из нартского эпоса. Ася Еутых вырезала на стволе дерева символы всех народов Адыгеи, знаки всех конфессий, родовые знаки адыгов. Эта работа стала символом Адыгеи, олицетворяющим крепкие корни и единство народов Северного Кавказа и России. Черкесский кодекс чести – основа жизни и творчества.  Отношение к жизни, а значит, и творчеству в Асе воспитала ее бабушка Кадырхан – вместе с привычкой ездить на лошади, носить корсет и мало есть, а также умением обращаться с оружием. Именно бабушке Ася обязана главным своим принципом: ни при каких обстоятельствах ни на йоту не отступать от черкесского кодекса чести. Им Ася руководствуется сама, в соответствии с ним вместе с мужем воспитывает сыновей.

Ася Еутых: «У меня не было мучительного поиска своего пути, я всегда знала, что буду только художником. Помню вопросы, которые я в пять лет задавала взрослым: «что такое курган и что в нем лежит», «почему у нас нет древних городов» и так далее». Бабушка, с которой росла Ася, была известной сказительницей. Она держала в памяти весь нартский эпос в стихотворной форме, по ее рассказам писали книги и ставили спектакли.

«Моя бабушка выбрала из девяти внуков меня, дав имя еще до рождения и предсказав будущее, - говорит Ася, - она старательно передавала мне все, что знала – это и умение шить традиционную одежду, плести, вышивать золотом. Дедушка был ювелиром-оружейником, но он, к сожалению, умер до моего появления на свет. Бабушка до мельчайших подробностей пересказала мне все приемы, которыми он пользовался, и даже передала мне его инструменты. Мне было всего одиннадцать лет, когда бабушка Кадырхан сменила мир, мне остались ее золотое шитье, шапочки, серебряные пояса, украшения и инструменты. А самое главное – то, что она посеяла в душе маленькой девочки, попало на благодатную почву и выросло в виде серьезного желания научиться всему».