Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

13 октября в Центре национальных культур состоялась литературно-музыкальная гостиная, посвящённая всемирному Дню матери. Организаторы мероприятия МБУ «Центр национальных культур» и нижневартовская национальная общественная организация белорусской культуры «Белая Русь». 14 октября в Беларуси отмечают день матери, дата празднования которого приурочена к великому православному празднику – Покрову Пресвятой Богородицы. Покров – один из самых почитаемых в народе осенних церковных праздников. Начало празднику положила история, которая произошла в десятом веке во время ночной службы во Влахернской церкви в Константинополе. Блаженному Андрею и его ученику Епифанию явилась Божия Матерь в окружении пророков, апостолов и ангелов. Богородица сняла с себя блестящий омофор, то есть широкий покров, простёрла его над молящимися и вознесла молитву Господу о спасении мира, об избавлении людей от бед и страданий. Покров в её руках сиял ярче солнечных лучей. Гости литературно-музыкальной гостиной рассказывали о своих дорогих мамах, о том, как ласково звучит это слово на разных языках, вспоминали истории из жизни, связанные с маминой заботой и любовью. Кто-то рассказал рецепт маминого фирменного торта, а кто-то вспомнил о том, какие тёплые носочки вязала мама. Поздравить нижневартовских белорусов с Днём матери пришли представители других народностей. Такая традиция  - гостить на праздниках народов разных этносов, давно завелась в многонациональном Нижневартовске. Ведь здорово, когда люди разных национальностей рассказывают друг другу о своих обычаях, традициях, делятся своим опытом и приглашают друг друга на свои национальные праздники. Такая совместная деятельность давно переросла в крепкую дружбу. Председатель национальной общественной организации армянской культуры «Арарат» Петрос Оганян читал прекрасные стихи о маме. Ансамбль белорусской песни «Белоросы» исполнили много красивых песен о маме на белорусском языке и весёлые частушки, да так спели, что зрители не удержались и тоже присоединились к артистам.  Дарья Толстова подарила гостям прекрасные песенные композиции. Гостиная прошла в очень тёплой атмосфере добра, дружбы и неиссякаемого творчества. В завершении праздника гостей угощали  блюдами белорусской кухни.

dsc04428
dsc04415
dsc04424
dsc04404

Пресс-служба ЦНК

С 7 по 10 октября в городе Ханты-Мансийске проходил Всероссийский форум национального единства. Если в прошлых годах Форум носил название «Югра многонациональная» и был рассчитан на участников преимущественно из автономного округа, то в этом году он стартовал в статусе Всероссийского. Гостеприимную Югорскую землю посетили представители из сорока одного субъекта Российской Федерации, более девятисот участников. В течение трёх дней столица Югры стала эпицентром дружбы народов. В рамках программы форума состоялось около тридцати мероприятий различной направленности: заседания, конференции, круглые столы, выставки, семинары, а также экскурсионная и культурная программы. Одной из новых площадок Форума стала Проектная мастерская, где встретились представители Домов дружбы народов, Домов народного творчества, Домов национальностей, Центров национальных культур для презентации лучших практик по сохранению традиционной культуры и организации межэтнического взаимодействия. Всероссийский форум национального единства стал уникальной площадкой для обмена опытом и повышения профессиональных компетенций. Город Нижневартовск представляла делегация, в состав которой вошли глава города В.В. Тихонов, представители администрации Нижневартовска, директор МБУ «Центр национальных культур» Е.А.Князева, председатели и представители национальных общественных организаций Нижневартовска. Глава города Нижневартовска В.В. Тихонов стал победителем во всероссийском конкурсе глав муниципалитетов. В Смотре деятельности этнокультурных центров муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Лауреатами 1 степени стали Нижневартовский Центр национальных культур (директор Е.А.Князева), общественная организация Татарская национально-культурная автономия города Нижневартовска «Мирас» (руководитель Р.Р.Мухаметзянов). Лауреатом 2 степени стала Некоммерческая семейная (родовая) Община коренных малочисленных народов ханты «Хунзи» (председатель С.И.Хунзи). Нижневартовская городская общественная организация «Культурно-просветительское общество белорусов «Белая Русь» (председатель В.М.Солосина) - Лауреат 3 степени!  Поздравляем вартовчан и желаем дальнейших творческих идей и  ярких проектов!

7
1
2
3
4
5
6
8
9
10

Пресс-служба ЦНК

5 октября в Центре национальных культур состоялся праздник- освящение нового урожая «Чуклеме». Организаторы мероприятия: Центр национальных культур и нижневартовская национальная общественная  организация чувашской культуры «Илем» Чуклеме – древний праздник урожая – один из самых торжественных и знаковых событий в жизни чувашей. С давних времён он знаменовал собой сбор нового урожая и время воздать благодарности Всевышнему, земле-матушке, духам. Праздник начался с выставки декоративно-прикладного творчества, чувашской вышивки  и кухни. Гостей угощали национальной выпечкой йава (колобки из теста), хуплу (пирог), икерче (лепёшки). В концертном зале зрителей радовал своим самобытным творчеством чувашский ансамбль «Илем». 

А вот, как проходил обряд «Чуклеме» в древности: Глубокой осенью, после завершения молотьбы, чувашские кре­стьяне тщательно сортировали и распределяли зерно: самое луч­шее - на семена, что похуже - на корм скоту, и на муку. Партию, предназначенную на муку, сушили в овинах или печах и везли на мельницу. Старшая в доме женщина затевала солод: проращивала зерна, несколько раз обрызгивая со свежего вени­ка, солодила, ворошила его. Затем солод свозили для просушки в общественную солодовню. На солодовне собирались старики, подростки, дети. Тут рассказывали разные истории, предания, сказки. Ночлег на солодовом овине (салат авăнĕ) запоминался детям на всю жизнь. Готовый солод вместе с зерном везли на мельницу. Мельница, как и солодовня, была в чувашском быту своеобразным клубом, местом общения, средоточием новостей, споров, легенд. Мельница завершала долгий и подчас очень рис­кованный путь хлебного зерна. С мельницы крестьянин возвращался с чувством огромного удовлетворения, преисполненный гордости за итоги своего нелегкого круглогодичного труда. Теперь уже можно было радоваться плодам своего труда. Чуваши недаром говорили: "С мельницы и дрянная лошадь возвращается пританцовывая". Муку засыпали в специальный деревянный ларь в амбаре. Она поступала в полное распоряжение хозяйки дома. Готовясь к обряду чуклеме, хозяйка варила пиво из нового солода. На подготовку солода требовалось около двух недель, варка сусла занимала полторы - двое суток. Готовое сусло разли­вали в дубовые бочки и ставили в погреба. Там оно бродило три -четыре дня. Накануне чуклеме с вечера хозяйка творила тесто, а утром замешивала. Пока топилась печь, тесто поднималось. Хозяйка брала тесто из квашни и начинала формовать хлебы. После обеда в избе и даже на улице обычно распространялся удивительный, ни с чем не сравнимый аромат печеного хлеба. В это время хозяин обходил деревню с приглашением на ритуал жертвоприношения. Вечером вся деревня собиралась в избе госте­приимного односельчанина. Обряд начинался с благодарственной молитвы, обращенной к всевышнему богу, к духам-хозяевам природных стихий и к усопшим предкам. Перед началом молитвы на стол водружали непочатый каравай хлеба из зерна нового урожая и круг сыра. Их выносила хозяйка на блюде, держа перед собой на вышитом полотенце. Хозяин распечатывал бочку свежего пива из зерна нового урожая, наливал в большую ендову (сурхат, янтал) и ставил на стол рядом с братиной (алтăр) пива из зерна старого урожая. Затем каждому из при­сутствующих раздавали по небольшому куску хлеба и немного сыра, наливали по ковшику пива. Одного из самых уважаемых, знающих обряд и молитвы старцев хозяин дома назначал своеобразным тама­дой - руководителем обряда. Он брал в руку полный ковш пива и запевал традиционную обрядовую песню "Алран кайми аки-сухи" ("Неизбывный наш хлеборобский труд"), исполнение которого было обязательным в таких торжественных случаях. Песню подхватывали все присутствующие. Пели ее непременно стоя на ногах, обратясь лицом к востоку. После этой песни-гимна старики приступали к молитве. При молитве мужчины держали шапки под мышкой. Все присутствующие стояли лицом к приоткрытым дверям. Исполняющий роль жреца старик начинал молитву вслух, остальные вторили ему. Молитва завершалась троекратным поясным поклоном в сторо­ну открытых дверей, четырем сторонам света (углам избы) и центральному столбу (улча юпи). Затем старики подходили к столу и выливали свое "старое пиво с новым пивом. Это называлось "старить молодое пиво". Его старили до трех раз, и после этого можно было пить новое пиво и есть новый хлеб. Хозяйка ставила на стол обязательную ритуальную кашу, хо­зяин рассаживал гостей за столом. Согласно чувашскому этике­ту, на переднюю поперечную скамью садились женщины, а на боковую, продольную, - мужчины. Иными словами, женщины расса­живались по левую руку от красного угла, а мужчины - по пра­вую, причем старшие и близкие родственники усаживались ближе к красному углу, а остальные - поодаль. Как только хозяева кончают усаживать гостей, назначенный хозяином руководитель торжества, обращаясь к присутствующим, произносит приличествующую случаю речь. Во главе стола сидят хозяин и хозяйка  Хозяин говорит: "Когда наступит лето, я с божьего благословления намереваюсь запрячь шесть лошадей, выехать на пахоту. Там хочу взять три загона земли: один - для посева ржи на хлеб, другой - для посева пшеницы на пироги и третий - для посева ячменя на солод". Да уродится у него ячмень, чтобы возить не перевозить на паре лошадей; да уродится у него хмель, чтобы не поднять его и девяти мужчинам! Кто выпьет этот ковш до дна, тот станет перепелкой и будет жировать в пшеничном поле, а кто не выпьет, тот станет коростелем и будет прятаться в стерне. Это такой ковш, который следует выпить до дна без передыха. А если кто из вас этот ковш выпить не в силах, с того семь да пять ковшей штрафа: семь ковшей жидкого пива и пять ковшей воды. В старину этот обряд исполнялся повсеместно в одно и то же время и отмечал завершение сельскохозяйственного годового цик­ла. Однако со временем, ввиду трудности соблюдения сроков, каждый домохозяин справлял чуклеме по своему усмотрению. Те крестьяне, у которых не осталось прошлогоднего зерна на ози­мой сев, молотили еще в августе и вынуждены были уже тогда переходить со старого хлеба на новый. Такие хозяева вынуждены были проводить чуклеме сразу же после первой молотьбы. Сос­тоятельные люди, как правило, придерживались исстари установ­ленных сроков. У них на гумнах стояли клади снопов двух-трех-летней давности. В любом случае до проведения этого торжест­венного обряда ни один чуваш не осмеливался притронуться к зерну нового урожая. Такова была традиция, освященная нашими далекими предками.

dsc04385
dsc04383
dsc04386

 

Пресс-служба ЦНК

3 октября на территории нижневартовского политехнического колледжа состоялся праздник «Миру мир». Организаторами мероприятия выступили Муниципальное бюджетное учреждение «Центр национальных культур» и городская чеченская организация «Даймохк» («Родина»). В гости к студентам пришли председатели национальных объединений и общественных организаций Нижневартовска. Праздник улицы проходил на одной из старейших улиц города – улице Мира. Улица Мира есть практически в каждом городе России. И у каждого жителя, наверняка, найдётся своя история, связанная с этой улицей. Но главное, тот смысл, который мы вкладываем в само имя. Ведь каждый землянин хочет жить в мире и никогда не познать горечь войны. Может быть поэтому, улицы Мира так популярны. Представители разных этносов рассказывали ребятам о том, как важно быть дружными, отзывчивыми, уважать традиции разных  народов и жить в мире и согласии. Многие делились воспоминаниями о том, какие  жизненные моменты были связаны с этой улицей. Много интересного студенты узнали о традициях народов, проживающих в нашем многонациональном городе. С творческими номерами выступили Анастасия Прасина и Аббас Абдулхажиев.

dsc04295
dsc04301
dsc04292

Пресс-служба ЦНК

Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!

4 октября в Центре национальных культур состоялся концерт, посвящённый Дню учителя.  День учителя – праздник особенный. Кем бы ни был человек: врачом, музыкантом, строителем, этот знаменательный день празднует каждый, потому мы все чьи-то ученики. Труд учителя  - почётный и уважаемый, во все времена является неоценимым для будущего страны. Учителя предают не только свои знания и опыт, но и прививают лучшие человеческие качества, любовь к традициям и обычаям своего народа, к сохранению национальной самобытной культуры.  В 1994 году ЮНЕСКО учредила Всемирный день учителя (World Teaches' Day), отмечаемый ежегодно 5 октября. С этого же года Россия вошла в список стран, отмечающих День учителя в этот же день — по Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 № 1961 «О праздновании Дня учителя» День учителя стали отмечать не в первое воскресенье октября, а 5 октября. 

Творческие коллективы Центра национальных культур дарили учителям и всем зрителям, пришедшим в этот осенний вечер на праздничный концерт свои лучшие песни и танцы. Вокальные и хореографические коллективы «Спринг», «Секрет», «Криспи», «Бисквит», «Радуга», «Грани», «Каприз», «Отрада», а также Аббас Абдулхажиев пели и танцевали с особым настроением, старались как никогда. В этих замечательных выступлениях ребята выразили всю свою любовь и теплое отношение к своим учителям, а ещё пожелания всех земных благ, ведь среди множества профессий учитель всегда стоял на первом месте, его труд не измерим и нелёгок, учитель ведёт нас сквозь годы детства, отрочества и юности, даёт нам знания, вкладывает  в нас частицу своего сердца, помогает найти свой путь в жизни, и конечно же,  учит нас доброте и справедливости. С праздником, дорогие учителя!!!

dsc04358
dsc04374
dsc04375
dsc04379
dsc04356
dsc04363
dsc04354
dsc04341
dsc04347
dsc04352
dsc04334