Наши коллективы
На сегодняшний день МБУ «Центр национальных культур» активно сотрудничает с 24 национальными общественными организациями, которые участвуют в культурной и общественной жизни города Нижневартовска и Ханты-Мансийского автономного округа -Югры
Новости
По доброй традиции, сложившейся в Нижневартовске, в преддверии празднования Дня Победы, на набережной Оби у памятника Муссы Джалиля собираются горожане, чтобы сказать слова благодарности ветеранам великой отечественной войны, почтить память погибших, вспомнить прекрасные стихи Героя Советского Союза писателя Мусы Джалиля. Организаторы мероприятия – татарская общественная организация «Мирас» и МБУ «Центр национальных культур». 7 мая состоялась традиционная торжественная церемония возложения цветов к памятнику великого поэта. Под песни военных лет, волонтёры раздавали ветеранам георгиевские ленты и дарили цветы. На протяжении всего мероприятия работала полевая кухня. Любой желающий мог отведать кашу и попить чай. С приветственным словом выступили официальные лица – заместитель Главы города Нижневартовска Николай Владимирович Лукаш, заместитель председателя Думы города Нижневартовска Сергей Федорович Землянкин, Член исполкома всемирного конгресса татар, председатель общественной организации «Татарская национально-культурная автономия города Нижневартовска «Мирас» Рафаил Рафкатович Мухаметзянов, председатель Нижневартовской городской татарской общественной организации «Ватан» Альберт Азатович Халиуллин, заместитель директора по военно-патриотическому воспитанию Центра детского и юношеского технического творчества «Патриот», председатель Региональной молодежной общественной организации «Башкиры Югры» Ильфат Амирович Кинзябаев. Также, с наступающим праздником Великой Победы горожан поздравили председатели национальных общественных организаций Нижневартовска. После минуты молчания состоялась церемония возложения цветов к памятнику Джалиля. Учащиеся школы № 11 и школы № 12 Нижневартовска читали трогательные стихи Муссы Джалиля «Варварство», «Чулочки», «Красная ромашка», «Платок». С прекрасными песнями выступили ансамбли «Шатлык», «Ватан», Тамара Амбарцумян. В знак глубокого уважения и большой признательности, общественная организация «Мирас» преподнесла ветеранам памятные подарки. В завершении мероприятия в небо взмылись белые шары - символом светлых душ, павших за свободу нашей Отчизны в годы Великой Отечественной Войны.
Пресс-служба ЦНК
7 мая в Центре национальных культур состоялась литературно-музыкальная гостиная «Строки, опалённые войной». Учащиеся школы № 25 прикоснулись к теме «Дети войны». Ведущая мероприятия рассказывала о маленьких героях Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., о том, какая участь выпала на долю детей, через какие испытания им пришлось пройти. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Был продемонстрирован видеофильм о юных узниках концентрационных лагерей, о детях-блокадниках Ленинграда, о мальчишках и девчонках, воевавших за Родину. Ребята с замиранием сердца слушали рассказ о пионерах-героях, многие из которых отдали свою жизнь за Отчизну.
Лара Михеенко родилась в Ленинградской области в семье рабочих в 1929 году. Война застала Лару Михеенко в деревне Печенёво в Калининградской области, куда она приехала к родному дяде вместе с бабушкой в июне 1941 года. Уже в конце августа 1941 года их деревня была полностью оккупирована немцами. Дядя Лары стал старостой Печенёво, перешел на сторону врага и выселил мать и племянницу, которые не поддерживали его, на улицу. Девочке с бабушкой приходилось есть лебеду и картофельные очистки, одеваться в лохмотья, нищенствовать и побираться. В 1943 году весной Лариса Михеенко и её подруга Рая вступили в партизанский отряд, куда сначала их взяли неохотно. Однако, после первого успешно выполненного задания, девочки окончательно стали действующими членами отряда, где им поручали задания по сбору и распространению информации в оккупированных поселениях. К августу 1943 года Лара проявила себя, как надежный и ответственный разведчик, поэтому принимала активное участие в так называемой «рельсовой войне», где проводила постоянные диверсии - подрыв железнодорожных путей, мостов, вражеских эшелонов. Девочка не только смогла подорвать мост, но, и, рискуя собственной жизнью, вывела из строя вражеский эшелон, проезжавший по этому мосту. Последняя разведка Лары Михеенко произошла в ноябре 1943 года. Девочка и ее два напарника были преданы. Бросив гранату, Лариса хотела спастись, однако, граната не взорвалась и школьница была взята в плен. После жестоких пыток и издевательств Ларису Дорофеевну Михеенко расстреляли. Это произошло 4 ноября 1943 года. Ларису Дорофеевну Михееву награды за подвиги и заслуги перед Отечеством нашли только после смерти. Она награждена: Орденом Отечественной войны I степени. Медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Биография и подвиги героя Ларисы Михеенко описаны в книге Надеждиной Н. А. «Партизанка Лара». В основу художественного фильма «В то далёкое лето» режиссера Н. И. Лебедева, также положены реальные события из биографии юной партизанки. Во дворе школы № 5, которая находится в городке Хотьково Московской области, поставлен памятник юной героической школьнице. Также при школе открыт музей имени Лары Михеенко. В школе № 106 города Санкт-Петербург на дверях одной учебной аудитории висит памятная доска с надписью: «Здесь училась героическая партизанка Лариса Михеенко». Имя героической юной партизанки носят улицы во многих городах России. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ! ( Материал взят с сайта «Инфоурок»)
Пресс-служба ЦНК
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
Прошло семьдесят четыре года, как закончилась самая страшная в истории человечества война. А песни военных лет до сих пор популярны. Их исполняют артисты российской и зарубежной эстрады. Написанные в годы тяжёлых испытаний, песни помогали солдатам идти в бой, переживать разлуку с близкими, потерею товарищей. Именно они согревали сердца и вселяли веру в скорую победу. У многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились блокноты с записями фронтовых песен. А враг боялся песен больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник сражался до последнего, не сдаваясь и не отступая.
6 маяв концертном зале Центра национальных культур состоялся концерт «Две Звезды», посвящённый Дню Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Перед началом концерта, в фойе, зрителей «разогревали» песнями под баян, и в зрительный зал гости проходили в приподнятом, праздничном настроении. «Изюминка» мероприятия «Две звезды» в том, что песни военных лет исполняют люди, профессионально, занимающиеся музыкой и вокалом в дуэте с непрофессиональными певцами, с теми, кто просто любит хорошую песню. Но самое главное, что исполнители-любители – люди, не понаслышке знающие, что такое война. Это труженики тыла, дети войны. К ним присоединились и представители общественных организаций, активные горожане, без которых не проходит ни одно значимое мероприятие Нижневартовска. В репертуаре выступающих – песни военных лет, песни, которым не властно время, песни, с которыми шли в бой, песни, помогавшие пережить весь ужас войны. Мероприятие открыла Нэлли Петровна Ежукова – председатель правления городской общественной организации «Ветеран».
Поприветствовав гостей и участников концерта, сторожил Нижневартовска, поздравила горожан с самым главным праздником нашей страны – с Днём Победы. Следующие полтора часа зрители подпевали выступающим и наслаждались легендарными композициями «Синий платочек», «Катюша», «Смуглянка», «Журавли», «Майский вальс», «Алёша», «День победы». Интересна история создания песни «День победы». Идея песни принадлежит поэту Владимиру Харитонову. Весной 1975 года он написал слова и представил их Давиду Тухманову, который быстро сочинил музыку. Произведение в исполнении Татьяны Сашко, жены Тухманова, было включено в конкурсную программу Союза композиторов СССР на лучшую песню о Великой Отечественной войне. Но призером мероприятия песня «День Победы» не стала. Она подверглась критике со стороны нескольких авторитетных членов Союза композиторов. Корифеи усмотрели в ней элементы западной музыки, что было недопустимо в те времена. Кроме того, они посчитали Давида Тухманова слишком молодым и «незрелым» для произведения государственного масштаба. Несмотря на столь критические рецензии, судьба песни сложилась более чем удачно. Накануне празднования 30-летия Победы ее исполнил на «Голубом огоньке» Леонид Сметанников. Его версия очень понравилась зрителям, приславшим в студии множество писем. Затем на «День Победы» обратил внимание Лев Лещенко. А в ноябре 1975 года Лев Лещенко спел «День Победы» с хором МВД в прямом эфире, после чего композиция стала всесоюзным шлягером. Обойти цензуру помогло вмешательство милицейского начальства. Позже она звучала на фестивалях «Песня-75» и «Песня-76». Знаменитую композицию также исполняли Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха и другие известные певцы. Читатели журнала «Русский репортер» поставили слова песни «День Победы» на пятое место в списке наиболее популярных в РФ стихотворений.
Благодарственные письма и гвоздики были вручены всем участникам концерта. В этом ярком мероприятии участвовали Т. Артюхова, А.Абдулхажиев, Н.Ежукова, хор украинской песни «Веселка», П.Дюдин, Д.Евсина, дуэт Гасановых, В.Литвак, Д.Верещагин, А.Малютин, А.Прохоров, А.Матвийчук, Л.Банникова, Ю.Ходжаева, детская хореографическая студия «Браво».
Пресс-служба ЦНК
Добрая традиция сложилась в Нижневартовске – развивать и сохранять культуру народов, которые внесли свою лепту в строительство и развитие нашего многонационального города. Как прекрасные цветы переплелись в венке дружбы культуры разных народов, которые обрели свой дом на югорской земле. 1 мая на площади Нефтяников состоялся городской праздник «Венок дружбы». Яркую концертную программу представили творческие коллективы национальных общественных организаций города и Центра национальных культур. Звучали разудалые казачьи песни в исполнении ансамбля «Отрада». Хор «Веселка» исполнил народные украинские песни, затронув сердца многих ностальгией по малой родине, а хантыйский ансамбль «Тор-Най» своими песнями не уставал признаваться в любви к земле остяков и вагулов – красавице-Югре. По всему Нижневартовску разлетались удмуртские, чувашские, белорусские мелодии. Слыша родную речь, вартовчане спешили на праздничную площадь, ведь для многих - это встреча со своим родным домом, своим Отечеством.
Радостные минуты танцевального и песенного искусства нижневартовцам также подарили группы «Спринг», «Сопрано», «Секрет», ансамбли «Браво» «Каприз», «Илем», «Белоросы», «Дружина», а также Тамара Амбарцумян, Фёдор Никитин.
Праздник завершился, и в душе осталось ощущение светлой радости и уверенности в том, что девиз «Мы разные, но мы – вместе!» наполнен глубоким смыслом – только совместными усилиями можно сплести «Венок дружбы», состоящий из песен, танцев, улыбок и тёплых дружеских отношений!Гости праздника также приняли участие в мастер-классе по изучению чайных традиций разных народов, в том числе по кузнечному делу, широкому спектру рукоделия, дегустации традиционных угощений к чаю, приготовленных по старинным национальным рецептам. Нижневартовцев и гостей города ждали разнообразные творческие интерактивные площадки и конкурсы, театральные и ростовые персонажи, выставки изделий народных промыслов. Юные зрители участвовали в игровой программе и за активное участие получили памятные призы.
Пресс-служба ЦНК
29 апреля в Центре национальных культур состоялась литературно-музыкальная гостиная «О славе казачьей на страницах книг». Говорили не только о роли русского казачества в литературе, но и в живописи, музыке, кинематографе. Ведь образ казака является одним из наиболее ярких и колоритных в отечественной культуре. Гости знакомились с известными и малоизвестными авторами, писавших в своих произведениях о жизни и славных походах русских казаков. Зрители наслаждались репродукциями картин И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». С замиранием в сердце слушали отрывки из опер П.И Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского; смотрели отрывки из кинолент «Тихий Дон», «Тарас Бульба», «Кубанские казаки», «Даурия». Но всё-таки особый акцент был сделан на том, как в художественной литературе раскрывался образ казака. В читательском мире утвердилось мнение, что основоположником художественной литературы о казаках является Николай Васильевич Гоголь с его знаменитой повестью «Тарас Бульба». Затем эту тему продолжили Александр Сергеевич Пушкин «Капитанской дочкой», Лев Николаевич Толстой повестью «Казаки» и Михаил Александрович Шолохов «Донскими рассказами» и романами «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Старшее поколение, конечно, вспомнит «Железный поток» Александра Серафимовича, «Новочеркасск» Геннадия Семенихина, «Конармию» Исаака Бабеля, «Я, Богдан» Павла Загребельного, «Даурию» Константина Седых. Сегодняшние книгочеи, пожалуй, назовут произведения эмигрантов Петра Краснова, Николая Туроверова, Фёдора Крюкова. Их книги последние 20 лет довольно часто появляются на стеллажах книжных магазинов. Вот собственно и весь перечень более-менее известных среднестатистическому гражданину России произведений о казачестве и фамилий их авторов. А между тем литература о казачестве значительно более обширна и по перечню книг, и по времени их написания. Своими корнями она уходит в древнерусские народные предания и былины, в средневековые анонимные источники. Это и «Сказание о Мамаевом побоище», где упоминаются «неведомые люди воинского сословия, зовомие донски козаци», пришедшие на помощь московскому князю Дмитрию с иконой Гребенской Божьей Матери, той самой, что ныне называется Донской. Это и былина «Битва Ильи Муромца с жидовином» (о противостоянии казачьего пограничья Руси во главе со «старым казаком, атаманом Ильёй Муромцем» Хазарскому каганату в Х веке). В русском воинском фольклоре казачьи исторические песни составляют две трети всех собранных текстов, начиная с шестнадцатого века.Особую главу в создание художественной литературы о казачестве вписал в конце восемнадцатого века, начале девятнадцатого донской казак, священник и дипломат, которого по праву можно назвать основоположником казачьего эпоса, Алексей Григорьевич Евстафьев. Он, первый русский консул в Бостоне (США), является автором памфлета «Преимущества России в случае войны с Францией», исторических драм «Мазепа – гетман Украины», «Казаки на пути в Париж», «Дмитрий Донской». Алексей Григорьевич, прекрасно владевший многими иностранными языками, перевёл на английский трагедию Сумарокова «Дмитрий-самозванец» и ряд произведений Ломоносова. Составителем первой летописи кубанских казаков, автором многих рассказов об их жизни и быте был наказной атаман Черноморского казачьего войска, погибший в плену у горцев, Яков Герасимович Кухаренко. Во всём мире известен толковый словарь «Живого русского языка» Владимира Ивановича Даля. Но мало кто знает, что начинал свою литературную деятельность этот писатель и учёный под псевдонимом «Казак Владимир Луганский», что именно он собрал, обработал и опубликовал в первой половине 19 века казачьи сказки, предания, рассказы из истории казачества, создал историко-этнографическое исследование «Уральский казак». У присутствующих в литературной гостиной «вырисовывались» образы отважных воинов, мчащиеся на горячих конях в самую гущу боя, мужественных людей, не признающих ничьей власти над собой, и в то же время, людей горячо любящих свою землю, свою семью, глубоко переживающих за судьбу близких и за судьбу своей Отчизны. И это действительно так. Казачий мир бесхитростен и естественен, но пленяет как раз своей простотой. Много разудалых и лирических казачьих песен было исполнено творческими коллективами Центра национальных культур и Хуторским обществом «Приобский».
Пресс-служба