Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «Центр национальных культур» активно сотрудничает с 24 национальными общественными организациями, которые участвуют в культурной и общественной жизни города Нижневартовска и Ханты-Мансийского автономного округа -Югры

Новости

17 марта в Центре национальных культур состоялся День чувашской культуры. Мероприятие было посвящено десятилетнему юбилею чувашского ансамбля «Илем», что в переводе означает «Красота». Ансамбль «Илем» был создан в то же время, когда и национальная общественная организация с одноимённым названием «Илем» в 2008 году. Более девяти лет руководителем коллектива являлась Дуния Давыдовна Семёнова, а в 2017 году эстафету Наталья Валериевна Петрова. По инициативе Дуни Давыдовны также был создан  совет молодёжи «Асамат». Дуния Давыдовна не только инициатор, но и идейный вдохновитель коллектива,  Став победителем окружных конкурсов некоммерческих организаций, выиграла Гранты, предоставив программы по национальным календарным праздникам «Акатуй» (Праздник плуга и земли) и «Праздник осеннего богатства» (Кёр сăри)».
На денежную награду были приобретены  сценические костюмы и обувь для коллектива «Илем» и «Асамат», записан весь репертуар песен ансамбля «Илем». В 2009 году Дуния Семёнова и Иван Кудунов стали делегатами седьмого съезда Чувашского национального конгресса. В этом же году участники «Илема» Т.В.Тверскова и А.А.Марков были делегированы на Первый форум чувашской молодёжи в город Чебоксары. Годом позже участница коллектива Е.А.Андреева стала Лауреатом конкурса «Серебряный голос» в столице Чувашии. «Илем»– завсегдатай концертов, фестивалей, национальных праздников Центра национальных культур и городских мероприятий. Своим творчеством участники ансамбля отражают всё богатство чувашской культуры, её традиции и обычаи.  Поздравить нижневартовских чувашей с праздником пришло много гостей, многие приехали из соседних городов: Сургута, Лянтора, Нефтеюганска. Мероприятие открыла Светлана Сергеевна Иванова - председатель общественной организации «Чувашская национально-культурная автономия города «Илем». С поздравительными словами на сцене ЦНК выступили Князев Евгений Петрович – директор Департамента по социальной политике Администрации города Нижневартовска и Настоятель храма Николая Чудотворца города Нижневартовска, протоиерей Владимир Захаров.  К поздравлениям присоединились Елена Александровна Князева – директор МБУ «Центр национальных культур» и председатели национальных общественных организаций. Под тёплые аплодисменты зрителей прошла церемония награждения. Благодарственными письмами от Центра национальных культур За многолетний, добросовестный труд и плодотворное сотрудничество, активный вклад в дело по сохранению чувашской культуры, а также в честь празднования юбилея ансамбля «Илем» награждены Любовь Ильинична Самойлова, Людмила Владимировна Александрова, Елена Витальевна Григорьева. Благодарственными письмами от  Межрегиональной общественной организации «Чувашский  национальный конгресс» за активное участие в деле сохранения чувашской культуры и популяризации этнокультурных ценностей удостоены Юрий Васильевич Азанов, Галина Пантелеевна Азанова, Наталья Владимировна Афанасьева, Тамара Николаевна Васильева, Валентина Павловна Ефимова,  Светлана Сергеевна Иванова, Ольга Харисовна Медведева, Надежда Николаевна Морковкина, Наталья Валериевна Петрова, Галина Владимировна Султанбратова, Полина Геннадьевна Филиппова, Александр Юрьевич Филиппов. Дуния Давыдовна Семёнова и Иван Николаевич Кудунов удостоены благодарственными письмами Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской культуры за многолетнюю и плодотворную работу по сохранению и развитию национальной культуры чувашского народа. Творческие подарки юбилярам дарили Региональная Общественная организация  ХМАО-Югры «Чувашский национальный культурный центр «Туслах» г.Сургут, студия современной хореографии «Грани», общественная организация «Национальная культурная автономия чувашей  Сургутского района, а также, вокальная группа «Телей», Людмила Саметова и Галина Данилова из Нефтеюганска, Альбина Лобанова из Лянтора. Конечно, «виновники» торжества радовали гостей своими самобытными песнями на протяжении всего мероприятия. Красочные национальные костюмы, неповторимая манера исполнения народных песен и красота и задушевность прекрасных мелодии не оставили равнодушных. Перед глазами всплывали картины кудрявых темно-зеленых лесов и золотых пашен Чувашии; пологих холмов, мягко спускающихся в долины неглубоких рек и речушек; мельниц на горизонте, размахивающих крыльями на горячем ветре; церквушек деревень с бревенчатыми избами из белой, словно точеной липы; широких и тернистых от высоченных садовых ив улиц с мягкой, точно не топтаной никем, ковровой травой… Многие вспоминали своё детство и юность, проведённых в Чувашии, и тепло становилось на сердце от таких воспоминаний.

dsc00849
dsc00844
dsc00846
dsc00850
dsc00852
dsc00856
dsc00829
dsc00836
dsc00837
dsc00843
dsc00866
dsc00867
dsc00873
dsc00861

Пресс-служба ЦНК

15 марта специалисты Центра национальных культур посетили ребят школы № 12 города Нижневартовска и провели познавательную программу «Радуга безопасности». Мальчишки и девчонки разбирались с такими непростыми, но очень важными правилами дорожного движения и безопасности жизнедеятельности. Ребята участвовали в познавательных викторинах и интерактивных играх, основная цель которых знать правила безопасности. Разгадывая дорожные ребусы, дети определили, чем отличаются машины со специальными сигналами от обычного транспорта. В  ходе подвижных игр, узнали, почему опасно отвлекать родителей, когда они управляют транспортным средством. Весёлые,  познавательные мультфильмы помогли донести до ребят важную и полезную информацию о том, как вести себя в общественных местах и у дороги. По словам мальчишек и девчонок, им было очень интересно и весело. Теперь они будут увереннее переходить дорогу и ориентироваться на улице.

_kkbt509dfk
4ka4zfq5mwo
58wz1zedxre
pw52n5kzfrs
vhtibjucxjm
voroniy

Пресс-служба ЦНК

12  марта в Центре национальных культур состоялся концерт «Тебе, любимый город», посвящённый Дню рождения Нижневартовска.  

Нижневартовск – уникальный город. Таким его сделало легендарное месторождение Самотлор. Для многих Нижневартовск стал жизнью, судьбой и надеждой. История Нижневартовска – это биографии нескольких поколений тружеников, которые возводили город, осваивали уникальную нефтяную целину. На правом берегу Оби, по свидетельству старожилов и краеведов, в 1909 году появилась дровяная пристань. К ней стали причаливать купеческие пароходы, чтобы запастись дровами. В переводе с языка коренных жителей название пристани «Нижневартовская» означает «в низовьях и на излучине реки». И действительно, река в этом месте делает крутой поворот, излучину. 
Вскоре возле пристани первые поселенцы построили пять домов, в которые заселились 11 человек. Они занимались заготовкой дров, пушным промыслом и рыболовством. В январе 1924 года был образован Нижневартовский сельский Совет. 29 сентября 1964 года село Нижневартовское преобразовано в рабочий поселок. 29 мая 1965 года начальник Мегионской нефтеразведочной экспедиции радировал начальнику Тюменского геологоразведочного управления: «Р-1 Самотлора 2123-2130 метров получен нефтяной фонтан. Визуальный дебет - более 300 кубометров в сутки». С этого времени начинается новый этап в развитии Нижневартовска. По всей стране гордо зазвучало слово «Самотлор». Те, кто упаковывал чемоданы, откликаясь на газетные обращения и призывы комсомола, не всегда представляли, что ждет их на Севере. Почту, продукты, материалы, оборудование доставляли только по реке (навигация на Оби - всего пять месяцев). Место, где планировали построить город, было настолько заболочено, что не спасали даже вездеходы. Пытаясь вытащить их из болотной хляби, нефтяники и строители теряли в болотах другую технику. Сегодня Нижневартовск - современный, благоустроенный, динамично развивающийся город. В нем созданы комфортные условия для проживания. Здесь с вниманием и заботой относятся к ветеранам и пенсионерам. С почетом и уважением – к тем, кто трудится на благо родного города. В Нижневартовске растет достойное молодое поколение продолжателей славных традиций легендарного Самотлора.  

Любимому городу свои творческие подарки дарили вокальные и хореографические коллективы ЦНК: «Сопрано», «Спринг», «Грани», «Шатлык», «Веселка», «Асса», «Криспи», «Бисквит», а также Тамара Амбарцумян, Фёдор Никитин, Владимир Литвак.

dsc00821
dsc00803
dsc00815
dsc00823
dsc00788
dsc00789
dsc00800
dsc00808
dsc00772
dsc00777
dsc00781
dsc00782
dsc00786

Материал взят с официального сайта органов местного самоуправления города Нижневартовска

10 марта на площади Нефтяников Нижневартовска развернулись праздничные гуляния с блинами, весёлыми играми, скоморохами, русскими песнями. Горожане провожали зиму и встречали весну. Яркую театрализованную и концертную программу подготовили  творческие коллективы Центра национальных культур и национальных общественных организаций города. В дружном флэшмобе отплясывали под русскую плясовую украинцы и белорусы, татары и армяне, удмурты и молдаване. Нижневартовцы с весёлым задором приняли участие в масленичных забавах и  всевозможных викторинах. Юные вартовчане посетили кукольный театр, где посмотрели сказку «Теремок», побывали в резиденции  Бабы Яги, где могли посидеть в сказочной ступе и сфотографироваться в избушке на курьих ножках. На спортивной площадке «Будь здоров» нижневартовские семьи соревновались в ловкости и сноровке, а на «Потешном дворе» лицедеи  развлекали вартовчан шуточными играми. В мероприятии приняли участие учреждения физической культуры и спорта  Нижневартовска, учреждения культуры города.  

История праздника.Масленица – древнейший народный праздник проводов зимы и встречи весны. Древний славянский праздник пришел из языческой культуры и сохранился после принятия христианства. Относится к числу праздников, составляющих подвижную часть календаря. Срок ее проведения зависит от даты главного христианского праздника – Пасхи. По православным пасхалиям празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи. Масленая неделя – просторечное название Сырной седмицы – последней перед Великим постом недели. Это подготовительная неделя к Великому посту. В христианском смысле она посвящена одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. В продолжение Масленицы православные христиане по церковному уставу не едят мясо, но употребляют в пищу рыбу и молочные продукты. Первое упоминание о Масленице известно с XVI века. Как и любое традиционно значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, она представляла собой сложный, многоплановый, регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Наиболее важными ритуальными элементами были поминальные обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников; обычаи, связанные с молодоженами; масленичные развлечения и проводы Масленицы.

Масленица издавна была общенародным праздником, не имевшим каких- либо возрастных, социальных, семейных ограничений. Неучастие в празднике могло быть оправдано только увечьем, немощью или болезнью человека. Ее радостно встречали как население сельских окраин, так и жители столицы, больших губернских и малых уездных городов России. К Масленице начинали готовиться еще с середины предыдущей недели. В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома — от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили к использованию праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами. Закупали для праздника большое количество продуктов: муку разных сортов для блинов и пирогов, соленую рыбу, пряники, конфеты и орехи для детей, собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло. Праздновать Масленицу начинали с понедельника следующей недели. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник – "встреча"; вторник – "заигрыши"; среда – "лакомка"; четверг – "разгул", "перелом", "широкий четверг"; пятница – "тещины вечерки"; суббота – "золовкины посиделки"; воскресенье – "проводы", "проща", "прощенье", "прощеный день". Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называвшиеся "широкой" или "разгульной Масленицей". Накануне их следовало вымыться в бане, "очистив" себя от тягот и несчастья прошедшего года. В домах прекращали постоянную работу, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым. На Масленицу накрывали обильные сытные столы из мучной и молочной пищи, а также из яиц, рыбных блюд, пирогов, кваса, пива. В праздничной трапезе обязательно присутствовали блины – языческий символ солнца и обязательный атрибут поминок. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. К Масленице приурочивалось исполнение большого количества обрядов, связанных с чествованием "новоженов" – молодых супругов, вступивших в брак в этом году. Их валяли в снегу, катали с гор на примороженных шкурах животных и санях, сажали на перевернутые бороны. Повсеместно главным праздничным действием было катание с горок – на санях, шкурах домашних животных, перевернутых скамейках, обледенелых корытах и решетах. На севере и в приволжских деревнях на возвышенных местах на масленичную неделю прокладывали параллельные жерди для катания молодежи парами. Также нарядная молодежь каталась на лошадях, переезжая из деревни в деревню с шумом, песнями и игрой на гармошке. Лошадей при этом украшали лентами, цветами и звонкими колокольчиками. Во время масленичной неделив казачьих поселениях Сибири, Урала и Красноярского края, а так же в Симбирской, Пензенской и Тульской губерниях была распространена игра "Взятие снежного городка". Традиция строительства крепостей или городков из утрамбованного снега известна с начала XVIII века. Первоначально это развлечение было характерно только для служилого населения, но позже их примеру стали следовать и сельские жители. Городки возводили на открытых и доступных местах — льду рек и озер, на площадях в крупных селах и городах.

В последний день недели в губерниях России совершались проводы Масленицы. В одних местностях ритуал бытовал в форме сожжения масленичного чучела, в других – в виде проводов-похорон. В северных, центральных и поволжских губерниях Масленица в последний день праздника подвергалась сожжению на специальном костре. Символ праздника участники масленичного поезда привозили или приносили насаженным на шест сразу после гуляния и объезда деревни, ближе к сумеркам. При этом все сопровождавшие громко пели, смеялись и кричали. Масленичный поезд насчитывал в некоторых местах несколько сот лошадей. Участники процессии часто обряжались в соломенные колпаки и кафтаны, которые также бросали позднее в костер. Масленица могла иметь различные воплощения – в виде соломенной или деревянной куклы; снопа с нарисованным лицом, надетого на жердь; сосновой или еловой ветки, украшенной лентами, платками и бубенцами. В сожжении масленичной куклы принимало обязательное участие все население данного села или деревни, но главным исполнителем ритуала являлась молодежь. Хотяк ХIХ — началу ХХ века большая часть обрядов утратила свое ритуальное значение и стала носить развлекательный характер, Масленица по-прежнему символизирует собой рубеж зимы и весны, сытой веселой жизни в течение масленичной недели и аскетизм, голодание и покаяние Великого поста. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

dsc00723
dsc00755
dsc00764
dsc00768
dsc00739
dsc00745
dsc00612
dsc00626
dsc00659
dsc00664
dsc00668
dsc00680
dsc00706
dsc00588
dsc00590
dsc00592
dsc00598
dsc00603
dsc00606
dsc00573
dsc00574
dsc00579
dsc00565
dsc00569
dsc00538
dsc00540
dsc00547
dsc00552
dsc00554
dsc00556
dsc00558
dsc00561

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Масленица – один из самых любимых и ожидаемых праздников на Руси. Масленичная неделя — последняя неделя до наступления Великого поста. Масленичная неделя своими корнями уходит в языческие времена древних славян. В те времена праздник ассоциировался с Днем весеннего равноденствия. С принятием на Руси христианства традиции празднования Масленицы сохранились, но сам праздник перекочевал в предпасхальную неделю. Поскольку сама Пасха каждый год имеет разные сроки, то и Масленица проводится в разный период. В 2019 году блины нужно печь с 4 по 10 марта.Неделя начиналась с изготовления соломенной куклы, символизирующей Масленую неделю. Одетую куклу «Масленицу» устанавливали на возвышенности и пели зазывные песни, приглашавшие Масленицу покататься на санях и в блинах изваляться. В этот же день готовились места народных гуляний: закатывались горки, чистились балаганы. Хозяйки начинали готовить праздничные угощения: блины, оладьи, пироги, калачи и наливки. Когда масленичный стол был готов, зазывали гостей. Масленичный вторник называют заигрышем. В этот день молодежь начинала оказывать друг другу повышенное внимание. Заигрыш был лучшим днем для поиска пары: девушки и парни обменивались записками-заигрышами, катались на горках и принимали участие в других забавах. Девушки демонстрировали избранниками свои хозяйские навыки, угощая гостей праздничными блюдами.В среду-лакомку было принято ходить к теще на блины.  В праздничном застолье принимали участие все родственники. Но теща умасливала блинами прежде всего  зятя. Четвертый день Масленицы — начало широких народных гуляний, прекращались все работы. Улицы старинных поселений заполнялись веселящимся людом: звучали песни, смех и перезвон колокольцев, сопровождавший санные повозки. Скоморохи устраивали потехи для публики. Парни тешились в кулачных боях и проказах. В пятницу наступала очередь зятьев ублажать тещ праздничными блинами. Причем зять был обязан самолично пригласить родственницу в гости. За столом с угощением собиралась, как правило, вся родня. В субботу проходили золовкины посиделки. Расписание Масленичной недели обязывает и невесток-молодух проявить свое кулинарное мастерство, созвав всех родственников. Особый почет полагалось воздать золовке.Воскресенье — апогей Масленицы. К вечеру разводили костер и сжигали соломенную куклу «Масленицу». На возвышенности укреплялся длинный шест с колесом наверху. Крутящийся обод колеса символизировал приближение солнца, увеличение длительности светового дня. Вокруг шеста укладывали дрова, веники. Гуляние сопровождалось песнями, катанием на санных упряжках с крутых гор. Полыхающие костры были видны из деревни в деревню.В Древней Руси Масленичная неделя символизировала возрождение жизни. Круглый блин олицетворял солнце — главный символ жизни. В Масленичную неделю было принято проводить свадьбы.

В минувший вторник в Центре национальных культур прошло мероприятие   «Гуляй народ, масленица у ворот!». Гости  участвовали в масленичных играх, танцевали, пели частушки, угощались блинами. Много интересного зрители узнали об истории праздника Масленица, о том, как в старину на Руси проводили масленичную неделю. Для вартовчан в этот вечер пели участники ансамбля «Белоросы» Галина Максимова и Владимир Солямов, чувашский ансамбль «Илем», Дмитрий Верещагин.

dsc00489
dsc00493
dsc00495
dsc00501
dsc00506
dsc00508
dsc00509

Пресс-служба ЦНК