Наши коллективы
На сегодняшний день МБУ «Центр национальных культур» активно сотрудничает с 24 национальными общественными организациями, которые участвуют в культурной и общественной жизни города Нижневартовска и Ханты-Мансийского автономного округа -Югры
Новости
5 октября в Центре национальных культур состоялся праздник- освящение нового урожая «Чуклеме». Организаторы мероприятия: Центр национальных культур и нижневартовская национальная общественная организация чувашской культуры «Илем» Чуклеме – древний праздник урожая – один из самых торжественных и знаковых событий в жизни чувашей. С давних времён он знаменовал собой сбор нового урожая и время воздать благодарности Всевышнему, земле-матушке, духам. Праздник начался с выставки декоративно-прикладного творчества, чувашской вышивки и кухни. Гостей угощали национальной выпечкой йава (колобки из теста), хуплу (пирог), икерче (лепёшки). В концертном зале зрителей радовал своим самобытным творчеством чувашский ансамбль «Илем».
А вот, как проходил обряд «Чуклеме» в древности: Глубокой осенью, после завершения молотьбы, чувашские крестьяне тщательно сортировали и распределяли зерно: самое лучшее - на семена, что похуже - на корм скоту, и на муку. Партию, предназначенную на муку, сушили в овинах или печах и везли на мельницу. Старшая в доме женщина затевала солод: проращивала зерна, несколько раз обрызгивая со свежего веника, солодила, ворошила его. Затем солод свозили для просушки в общественную солодовню. На солодовне собирались старики, подростки, дети. Тут рассказывали разные истории, предания, сказки. Ночлег на солодовом овине (салат авăнĕ) запоминался детям на всю жизнь. Готовый солод вместе с зерном везли на мельницу. Мельница, как и солодовня, была в чувашском быту своеобразным клубом, местом общения, средоточием новостей, споров, легенд. Мельница завершала долгий и подчас очень рискованный путь хлебного зерна. С мельницы крестьянин возвращался с чувством огромного удовлетворения, преисполненный гордости за итоги своего нелегкого круглогодичного труда. Теперь уже можно было радоваться плодам своего труда. Чуваши недаром говорили: "С мельницы и дрянная лошадь возвращается пританцовывая". Муку засыпали в специальный деревянный ларь в амбаре. Она поступала в полное распоряжение хозяйки дома. Готовясь к обряду чуклеме, хозяйка варила пиво из нового солода. На подготовку солода требовалось около двух недель, варка сусла занимала полторы - двое суток. Готовое сусло разливали в дубовые бочки и ставили в погреба. Там оно бродило три -четыре дня. Накануне чуклеме с вечера хозяйка творила тесто, а утром замешивала. Пока топилась печь, тесто поднималось. Хозяйка брала тесто из квашни и начинала формовать хлебы. После обеда в избе и даже на улице обычно распространялся удивительный, ни с чем не сравнимый аромат печеного хлеба. В это время хозяин обходил деревню с приглашением на ритуал жертвоприношения. Вечером вся деревня собиралась в избе гостеприимного односельчанина. Обряд начинался с благодарственной молитвы, обращенной к всевышнему богу, к духам-хозяевам природных стихий и к усопшим предкам. Перед началом молитвы на стол водружали непочатый каравай хлеба из зерна нового урожая и круг сыра. Их выносила хозяйка на блюде, держа перед собой на вышитом полотенце. Хозяин распечатывал бочку свежего пива из зерна нового урожая, наливал в большую ендову (сурхат, янтал) и ставил на стол рядом с братиной (алтăр) пива из зерна старого урожая. Затем каждому из присутствующих раздавали по небольшому куску хлеба и немного сыра, наливали по ковшику пива. Одного из самых уважаемых, знающих обряд и молитвы старцев хозяин дома назначал своеобразным тамадой - руководителем обряда. Он брал в руку полный ковш пива и запевал традиционную обрядовую песню "Алран кайми аки-сухи" ("Неизбывный наш хлеборобский труд"), исполнение которого было обязательным в таких торжественных случаях. Песню подхватывали все присутствующие. Пели ее непременно стоя на ногах, обратясь лицом к востоку. После этой песни-гимна старики приступали к молитве. При молитве мужчины держали шапки под мышкой. Все присутствующие стояли лицом к приоткрытым дверям. Исполняющий роль жреца старик начинал молитву вслух, остальные вторили ему. Молитва завершалась троекратным поясным поклоном в сторону открытых дверей, четырем сторонам света (углам избы) и центральному столбу (улча юпи). Затем старики подходили к столу и выливали свое "старое пиво с новым пивом. Это называлось "старить молодое пиво". Его старили до трех раз, и после этого можно было пить новое пиво и есть новый хлеб. Хозяйка ставила на стол обязательную ритуальную кашу, хозяин рассаживал гостей за столом. Согласно чувашскому этикету, на переднюю поперечную скамью садились женщины, а на боковую, продольную, - мужчины. Иными словами, женщины рассаживались по левую руку от красного угла, а мужчины - по правую, причем старшие и близкие родственники усаживались ближе к красному углу, а остальные - поодаль. Как только хозяева кончают усаживать гостей, назначенный хозяином руководитель торжества, обращаясь к присутствующим, произносит приличествующую случаю речь. Во главе стола сидят хозяин и хозяйка Хозяин говорит: "Когда наступит лето, я с божьего благословления намереваюсь запрячь шесть лошадей, выехать на пахоту. Там хочу взять три загона земли: один - для посева ржи на хлеб, другой - для посева пшеницы на пироги и третий - для посева ячменя на солод". Да уродится у него ячмень, чтобы возить не перевозить на паре лошадей; да уродится у него хмель, чтобы не поднять его и девяти мужчинам! Кто выпьет этот ковш до дна, тот станет перепелкой и будет жировать в пшеничном поле, а кто не выпьет, тот станет коростелем и будет прятаться в стерне. Это такой ковш, который следует выпить до дна без передыха. А если кто из вас этот ковш выпить не в силах, с того семь да пять ковшей штрафа: семь ковшей жидкого пива и пять ковшей воды. В старину этот обряд исполнялся повсеместно в одно и то же время и отмечал завершение сельскохозяйственного годового цикла. Однако со временем, ввиду трудности соблюдения сроков, каждый домохозяин справлял чуклеме по своему усмотрению. Те крестьяне, у которых не осталось прошлогоднего зерна на озимой сев, молотили еще в августе и вынуждены были уже тогда переходить со старого хлеба на новый. Такие хозяева вынуждены были проводить чуклеме сразу же после первой молотьбы. Состоятельные люди, как правило, придерживались исстари установленных сроков. У них на гумнах стояли клади снопов двух-трех-летней давности. В любом случае до проведения этого торжественного обряда ни один чуваш не осмеливался притронуться к зерну нового урожая. Такова была традиция, освященная нашими далекими предками.
Пресс-служба ЦНК
3 октября на территории нижневартовского политехнического колледжа состоялся праздник «Миру мир». Организаторами мероприятия выступили Муниципальное бюджетное учреждение «Центр национальных культур» и городская чеченская организация «Даймохк» («Родина»). В гости к студентам пришли председатели национальных объединений и общественных организаций Нижневартовска. Праздник улицы проходил на одной из старейших улиц города – улице Мира. Улица Мира есть практически в каждом городе России. И у каждого жителя, наверняка, найдётся своя история, связанная с этой улицей. Но главное, тот смысл, который мы вкладываем в само имя. Ведь каждый землянин хочет жить в мире и никогда не познать горечь войны. Может быть поэтому, улицы Мира так популярны. Представители разных этносов рассказывали ребятам о том, как важно быть дружными, отзывчивыми, уважать традиции разных народов и жить в мире и согласии. Многие делились воспоминаниями о том, какие жизненные моменты были связаны с этой улицей. Много интересного студенты узнали о традициях народов, проживающих в нашем многонациональном городе. С творческими номерами выступили Анастасия Прасина и Аббас Абдулхажиев.
Пресс-служба ЦНК
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
4 октября в Центре национальных культур состоялся концерт, посвящённый Дню учителя. День учителя – праздник особенный. Кем бы ни был человек: врачом, музыкантом, строителем, этот знаменательный день празднует каждый, потому мы все чьи-то ученики. Труд учителя - почётный и уважаемый, во все времена является неоценимым для будущего страны. Учителя предают не только свои знания и опыт, но и прививают лучшие человеческие качества, любовь к традициям и обычаям своего народа, к сохранению национальной самобытной культуры. В 1994 году ЮНЕСКО учредила Всемирный день учителя (World Teaches' Day), отмечаемый ежегодно 5 октября. С этого же года Россия вошла в список стран, отмечающих День учителя в этот же день — по Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 № 1961 «О праздновании Дня учителя» День учителя стали отмечать не в первое воскресенье октября, а 5 октября.
Творческие коллективы Центра национальных культур дарили учителям и всем зрителям, пришедшим в этот осенний вечер на праздничный концерт свои лучшие песни и танцы. Вокальные и хореографические коллективы «Спринг», «Секрет», «Криспи», «Бисквит», «Радуга», «Грани», «Каприз», «Отрада», а также Аббас Абдулхажиев пели и танцевали с особым настроением, старались как никогда. В этих замечательных выступлениях ребята выразили всю свою любовь и теплое отношение к своим учителям, а ещё пожелания всех земных благ, ведь среди множества профессий учитель всегда стоял на первом месте, его труд не измерим и нелёгок, учитель ведёт нас сквозь годы детства, отрочества и юности, даёт нам знания, вкладывает в нас частицу своего сердца, помогает найти свой путь в жизни, и конечно же, учит нас доброте и справедливости. С праздником, дорогие учителя!!!
Международный день пожилых людей – относительно новый праздник. Он возник в конце XX века. День пожилых людей начали отмечать в Cкандинавских странах Европы, затем в Америке, а с конца 80-х годов – во всем мире. Окончательно Международный день пожилых людей был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Российской Федерации – в 1992 году. 1 октября во всём мире проходят различные фестивали, организуемые ассоциациями в защиту прав пожилых людей, конференции и конгрессы, посвящённые их правам и их роли в обществе. Общественные организации и фонды устраивают в этот день различные благотворительные акции. Общими усилиями страны могут и должны обеспечить, чтобы люди не только жили дольше, но и чтобы жизнь их была более качественной, разнообразной, полноценной и приносящей удовлетворение.
Центр национальных культур поздравил пожилых людей в нижневартовском доме-интернате для престарелых и инвалидов. С творческими номерами выступили Аббас Абдулхажиев, ансамбль белорусской песни «Белороссы». Исполнением ретро-шлягеров артисты перенесли пожилых людей в годы их молодости и дали возможность почувствовать себя на много лет моложе. Благодарные зрители бурно аплодировали артистам, а радость в глазах и улыбка людей почтенного возраста стали лучшей наградой выступающим.

Центр национальных культур объявляет дополнительный набор в следующие коллективы:
Хореографический ансамбль «Каприз» (руководитель Лилия Колосова), дети 5-7 лет.
Студия современной хореографии «Грани» (руководитель Наталья Москова), дети 5-6 лет.
Школа кавказских танцев «Асса» (руководитель Гульназ Мурадова), дети 5-7 лет.
Хореографическая студия «Браво» (руководитель Юлия Болдырева), дети 4-5 лет.
Дополнительную информацию можно получить по телефону 41-44-70






















