Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

В Центре национальных культур состоялась литературно-музыкальная гостиная «Тиште кече», посвящённая Дню марийской письменности. Организаторами мероприятия выступили МБУ «Центр национальных культур» и нижневартовская городская общественная организация «Марий Ушем». Колоритными песнями и танцами мероприятие украсил ансамбль «Мари». Также зрители приняли участие в викторинах на тему марийской письменности. В литературно-музыкальной гостиной звучали стихи известных марийских поэтов, в чьих строках отображена вся  красота и самобытность марийского языка.

Марийская письменность  возникла в 18 веке. Официально это праздник отмечают 10 декабря. В 1998 году президент Республики Марий Эл издал указ о праздновании Дня письменности. Эта дата была выбрана не случайно: 10 декабря 1775 года в Санкт-Петербурге в книжных магазинах выставили на продажу книгу «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка».Это был исторический день в развитии культуры марийского народа. День марийской письменности называется «Марий тиште кече». Что же обозначает слово «тиште»? Многие думают, что оно переводится как письменность. Но это не так. Тиште – древнее финно-угорское слово. В древности оно имело значение «звезда». В некоторых финно-угорских языках слово «тиште» существует и сейчас. По-фински оно звучит как tahti, taht, по-мордовски – теште. И в этих языках оно и в настоящее время употребляется в значении звезда. В марийском языке слово «тиште»  стало обозначать письменные знаки, то есть родовые знаки, которые, действительно похожи на звезды. У каждого рода был свой родовой знак – тамга. Он отражал те занятия, которые были характерны для представителей данного рода. Также этими знаками представители родовой общины отмечали бортевые деревья в лесу. По-другому слово» тиште» обозначает еще врезанное письмо, так как знаки вырезались на деревянных дощечках, на бересте. Такими надписями марийцы пользовались даже в девятнадцатом веке, когда уже появилась письменность. Письменный период развития марийского около двух с половиной столетий назад. Но и за это короткое время она достигла уровня развития письменностей, имеющих многовековые традиции. Это произошло потому, что она имела возможность опереться на достижения мировой, и прежде всего русской, письменности. В настоящее время марийская письменность вполне удовлетворяет потребности современного общества. Важную роль в развитии письменности играли соседние народы, их культурно-экономическое влияние. Но основная заслуга в этом процессе принадлежала религии. Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Возникновение марийской письменности было связано с распространением православной религии среди марийцев в  XVII-XVIII веке. В это время при церквях открывались первые школы. В 1832 году священник с. Пертнуры А. Альбинский издает первый марийский алфавит, затем уже начинают издаваться буквари. Но первые слова на марийском языке попали на бумагу еще в XVII веке. Это сделал голландский ученый и путешественник Н. Витзен. Путешествуя по Московии (так называли раньше Русскую землю), он встречался и с марийцами в районе г. Козьмодемьянска и записал их слова. Возвратившись домой, он опубликовал их в книге «Северная и восточная части Татарии». В ней он также поместил и марийский текст молитвы «Отче наш». Перевод молитвы «Отче наш» считается первым текстом на марийском языке, записанном в 1733 году.  Первое небольшое стихотворение появилось в 1767 году. В это время Екатерина  II  приехала в Казань и ученикам новокрещенской школы было дано задание  написать хвалебное стихотворение в её честь. Среди учеников был и горномарийский, он и написал небольшое стихотворение на своем языке, которое состояло из 8 строк: «Есть в нашем крае роща тихая одна, на берегу большого озера она. Деревья там раскидистей раскидистых растут, в густой листве там распевают соловьи. Там к озеру, журча, ручей стремит струи, там и трава любой травы свежей, там и цветы любых цветов нежней. Им отдана любовь моя. Того, кто рубит рощу, проклинаю я». Первая книга на марийском языке появилась в 1804 году. Она называлась «Сокращенный катехизис…». Здесь давались основы христианской религии в форме вопросов и ответов. После издания марийского алфавита появляются первые буквари на марийском языке. Первым периодическим изданием на марийском языке был ежегодник «Марла календарь». Выходил с 1907 по 1913 годы. Содержание календаря предназначалось крестьянам. На страницах печатались сведения о смене времен года и суток, о солнце и луне, рассказывалось о том, как писать письма и другую корреспонденцию. Но главное содержание составляли рассказы об обществе. А первая марийская газета называлась «Война увер» («Военные вести»). Выходила во время первой мировой войны и издавалась с 1915 по 1917 год.

Сегодня марийская письменность достигла высокого уровня развития, печатается много газет, журналов и книг.

28 ноября в Центре национальных культур состоялся День татарской культуры, посвящённый 25-летнему юбилею нижневартовской общественной организации татарской культуры «Ватан». Открыла мероприятие выставочная экспозиция предметов быта, национального костюма, достижений общественной организации «Ватан».

Национальная общественная организация «Ватан» («Отечество») была создана в 1993 году. Ватановцы активно начинают свою деятельности и организуют массовые мероприятия    в области национальной культуры. Развивается и совершенствуется работа по сохранению и развитию традиций и обычаев, проводятся такие мероприятия, как День татарской культуры, «Навруз», Карга боткасы» («Грачиная каша»), Тукаевские чтения, выставки декоративно-прикладного творчества и музейных экспонатов. «Ватан» ежегодно принимает участие в фестивале «Многонациональный Нижневартовск», «Многоликая Россия», в празднике национальных культур «Праздник дружбы народов», «Сабантуй». Деятельность организации направлена на развитие межнационального сотрудничества, сохранение  самобытной культуры, родного языка, возрождение фольклора, а также формирование этнокультурного мировоззрения у детей и молодёжи.  Организация дважды удостоена Премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «За вклад в развитие межэтнических отношений в ХМАО-Югре». В 2015 году был организован творческий коллектив самодеятельного искусства «Ватан», создан инструментальный ансамбль. «Ватан» организовывает и участвует в большом количестве этнокультурных мероприятий для молодёжи. Это и «Татар кызы» («Татарская девушка»), и «Татар егете» («Татарский парень»), фестиваль «Культурное наследие народов России», фестиваль детского творчества «Созвездие талантов». «Ватан» - инициатор создания в Нижневартовске татаро-башкирской библиотеки, с которой плодотворно сотрудничает на протяжении многих лет. На базе библиотеки создан клуб «Сердэш». В адрес Зульфии Фаритовны Загидуллиной – заведующей библиотекой № 5 и Ралии Наильевны Сабитовой – ведущего библиотекаря на юбилейном Дне татарской культуры звучали слова благодарности за плодотворную работу по пропаганде родного языка, культуры и традиций и музыкальный подарок.

Поздравить юбиляров пришли друзья и коллеги. Заместитель Главы города Нижневартовска по социальной и молодёжной политике Надежда Геннадьевна Волчанина вручила памятный адрес с юбилеем. Теплые поздравительные слова с пожеланиями процветания и долголетия звучали от председателей национальных общественных организаций города, директора Центра национальных культур Елены Князевой. Творческим подарки дарили вокальные и хореографические ансамбли «Радуга», «Браво», «дивертисмент», «Ватан», «Илем», «Башкиры Югры», «Шатлык», «Спринг», «Забавушка», а также Алина Абзалова, Надежда Евграфова, Эльза Куданова, Фануза Газиева, Зилара Идрисова, Фидалия Ибракова, Разима Гарипова, Сабрина Валеева.

 

dsc00295
dsc00316
dsc00312
dsc00311
dsc00303
dsc00302
dsc00301
dsc00299
dsc00296

Пресс-служба ЦНК

23 ноября в Центре национальных культур с огромным успехом состоялся День удмуртской культуры. Организаторы мероприятия МБУ «Центр национальных культур» и общественная организация «Удмуртская местная национально-культурная автономия». Праздник начался с угощения. Гостей потчевали национальными удмуртскими блюдами. Здесь и манты, и пельмени с редькой, лепёшки из кислого теста, пироги с брюквой. Мероприятие продолжила театрализованная музыкальная постановка. Нижневартовские удмурты разыграли целый спектакль, в котором показали зрителям древний обычай «Пэртмаськон» или «Осеннее ряженье». Этот обряд проводился после Покрова, в конце октября – начале ноября и знаменовал конец сезона сельско-хозяйственных работ, связанных с обработкой земли, проводимый в преддверии зимы. Накануне праздника девушки изготавливали для вечера, специальные головные уборы «пэртмаськон ызьы» – шляпа для ряженья. Шляпы изготавливали из бересты или соломы. Головной убор украшали бумажными цветами, перьями из петушиных хвостов, разноцветными шелковыми, а позднее – капроновыми или атласными лентами. Шляпы делали не все участницы обряда, а одну на группу в 3-4 человека. Празднично одетая группа должна была с песнями и плясками обойти всю деревню, войти в каждый дом. Хозяева каждого дома готовились к встрече праздничной процессии: накрывали на стол, ставили кумышку (хлебное вино, изготавливаемое в домашних условиях). Не пускать участников обряда в дом было не приличным, да и верили в то, что угощение гостей принесет удачу, довольствие, успех в хозяйственных делах. «Пыре – пыре, куноосы, чале жок сьоры, чале. «Пуксе ни, сяртчы нянь но пось, перепеч, мильым сиём, посятэм юом («За стол присаживайтесь, не стесняйтесь. Угощайтесь горячими пирожками из репы, вот перепечи с грибами, напиток горячительный сама варила. Для вас старалась, угощайтесь».) – поёт хозяйка, приглашая гостей в дом. В это время хозяин дома достаёт кнут, и молодые парни легонько бьют кнутом по рукам девушек, не давая им взять со стола угощения, пока те не споют песню.

С Днём удмуртской культуры вартовчан поздравили председатели национальных общественных организаций Нижневартовска, директор Центра национальных культур Елена Князева. Самобытные песни и колоритные танцы исполнили ансамбли «Инвожо»,  «Мари», «Белоросы», «Асса». Общественная организация «Удмуртская местная национально-культурная автономия» благодарит хормейстера Елену Шутову («Дом культуры» г. Ижевск) за помощь в постановке концертной программы Дня удмуртской культуры.

dsc00286
dsc00232
dsc00236
dsc00248
dsc00253
dsc00259
dsc00264
dsc00265
dsc00270
dsc00279
dsc00285
dsc00294

Пресс-служба ЦНК

Новогоднее интерактивное представление для детей до 12 лет