Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

В Центре национальных культур 6 февраля состоялась литературно-музыкальная гостиная, посвящённая творчеству Владимира Мазина.

Биографическая справка: 

Владимир Алексеевич Мазин родился 1 января 1951 г. в с. Ларьяк Ларьякского района.Учился в национальной школе-интернате. С 11 лет писал стихи, частушки, басни. Его литературные опыты появлялись тогда в школьных и интернатских стенных газетах, рукописном журнале. В школьные годы занимался изучением сольфеджио, пел в хоре, играл в школьном театре. Мечтал стать профессиональным артистом. В 1962 г. его пригласили работать на танцевальных вечерах в сельском клубе. Был клубным активистом, играл в спектаклях, пел, танцевал, исполнял акробатические номера.В 1967 г., после окончания 8 класса, поступил в Тобольское отделение Тюменского культурно-просветительного училища на дирижерско-хоровое отделение, позже перевелся на хореографическое. В годы учебы познакомился с творчеством А. Блока, с тех пор это его любимый поэт и мыслитель. Тогда же появилась его первая публикация – стихотворение «Милый друг» в районной газете «Ленинское знамя». Окончив училище, вернулся в Ларьяк художественным руководителем Ларьякского Дома культуры. Пробовал силы в постановке русских и хантыйских народных танцев, создал танцевальный ансамбль «Сибирячка», который стал известным в округе.В годы службы в армии получил специальность радиомеханика. После армии год работал в сельском Доме культуры. Изучал национальную хантыйскую культуру, поставил танцы «Бег оленей», «У костра», «Лебедушки», «Мастерицы». Вместе с сельским активом и директором Дома культуры В. Г. Батуриной В. А. Мазину удалось сделать Ларьякский Дом культуры одним из лучших в области. Молодому худруку предложили учиться дальше. С 1974 по 1978 г. учился в Ленинградской высшей профсоюзной школе культуры по специальности «организатор-методист культурно-просветительной работы». В годы учебы занимался в литературном объединении. Защитив с отличием дипломную работу по теме «Проблемы формирования массовой танцевальной культуры», в 1978 г. вернулся в Ларьяк. В это время появились его первые публикации – размышления о культуре.В 1980 г. переехал с семьей в г. Нижневартовск. Работал электромашинистом земснаряда в СУ-496 и одновременно руководителем художественной самодеятельности в клубе пос. Песчаный мыс. С 1983 г. – директор ДК «Радуга», вел уроки ритмики в школе № 7. Тогда же трижды стал лауреатом праздников «Человек. Труд. Искусство» в г. Новосибирске как мастер художественного слова. В составлении концертных программ использовал свои стихотворения. Появились публикации в районной газете «Ленинское знамя», многие за подписью «В. Кунин».В 1992 г. поступил в Ишимский педагогический институт на филологический факультет. Начал преподавать курс мировой художественной культуры в школе № 31. Через год перевелся в школу-лицей, в 1996 г. стал учителем русского языка и литературы и руководителем литературной студии учащихся школы № 3.За это время вышло 5 сборников детского поэтического творчества «Здравствуй, Пушкин!». Организовал подобные студии в школах №№ 19, 20. Стихи учеников В. А. Мазина публиковались в «Эринтуре», периодических изданиях. Примечательно, что с этого времени преподаватель русского языка и литературы начал подписывать свои публикации как учитель словесности.С 1997 г. занимался изучением и сбором фольклора ханты, публиковал сказки ваховских хантыв литературной обработке.С 2002 г. работал старшим преподавателем кафедры культурологии Нижневартовского педагогического института, защитил диссертацию и получил ученую степень «кандидат культурологии». Отстаивая свое мнение, что северный край – не провинция, старался влиять на литературный процесс в округе, на общую культуру. Большое место в его педагогической работе занимало изучение национальной культуры. Мечтал создать музей в Ларьяке, чтобы сохранить историю своего села, Ларьякской волости, района, был активистом общественной организации «Спасение Югры».Первый поэтический сборник «Судьба, надежда и любовь» вышел в 1996 г. Затем последовали «Пристань радостей и печалей» (Сургут, 1997), «Ларьякский голос» (Нижневартовск, 1998), «Вихрастое золото» (Москва, 2000), «Бубен и скрипка» (Москва, 2001), «По собственной гамме» (Москва, 2001), «Встреча разлук» (Санкт-Петербург, 2003), «Негасимый свет чувала» (Екатеринбург, 2005), «Ритмы времени в ритмах судьбы» (Екатеринбург, 2010).Член Союза писателей России с 1998 г.Лауреат премии губернатора Ханты-Мансийского автономного округа в области литературы за книгу «Бубен и скрипка» (2002), премии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «За развитие культуры малочисленных народов Севера» (2005), Всероссийской премии им. Д. Н. Мамина-Сибиряка (2012). Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (2010).Награжден «Медалью Пушкина» (2003), памятной медалью «65 лет Победы» (2005), Почетной грамотой Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (2005), знаком «За отличную работу в культпросветучреждениях профсоюзов» (1990).С 1980 по 2013 г. проживал в г. Нижневартовске. В настоящее время живет в г. Саранске. (Материал взят с сайта «Югра литературная»)

Пришедшие на литературный вечер зрители, в числе которых студенты, представители общественных организаций города читали стихи Владимира Мазина, делились впечатлениями о его творчестве. Видеофильм о поэте и писателе помог гостям поближе познакомиться с героем литературной гостиной. Участники Центра коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най» ещё и рассказали о культуре северных народов ханты и манси, о которых так много писал Владимир Алексеевич. Студенты медицинского колледжа читали стихи и собственного сочинения, признаваясь, что очень хотели бы писать так же, как их славный земляк. Украшением мероприятия стал ансамбль «Илем», исполнивший для гостей прекрасные песенные композиции.

mazin_1
mazin_3
mazin_2
dsc08028
dsc08026
dsc08031
dsc08033
dsc08034
dsc08036
dsc08020
dsc08021

Пресс-служба ЦНК

В Центре национальных культур прошла дискотека 80-х годов. Диско-вечер проходил под девизом «Танцуют все!». Гости танцевали под зажигательные композиции 80-х годов. «Ласковый май», «Мираж», «Комбинация»- когда-то песни этих групп звучали из окон каждой квартиры, а поп-группы собирали тысячные стадионы. Дискотека прошла в невероятной атмосфере 80-х годов. Горожане участвовали в танцевальных конкурсах и  получили заряд хорошего настроения. Песня «Колодец, колодец, дай воды напиться» в исполнении Ярослава Евдокимова пользовалась особой популярностью.

Ярослав Евдокимов – советский, российский, белорусский и украинский певец, прославившийся красивым баритоном. Народный артист Белорусской ССР и Заслуженный артист Российской Федерации. Поклонники называют выходца из Украины «белорусским соловьем» и «красивым Фантазером». В богатом репертуаре вокалиста есть место и пафосным композициям героической наполненности, и любовной лирике. Сочетание лиричности и мужественности – определяющее для творчества певца, пик популярности которого пришелся на 1980-90-е годы. Трагические страницы в биографии Евдокимова появились в детстве. Родился певец в ноябре 1946 года в тюремной больнице украинского Ровно. Мама, а затем и отец попали под репрессивный каток как украинские националисты. Воспитанием внука занялись родители матери, забравшие младенца из места заключения дочери. Бабушку и дедушку Ярослав долгое время считал родителями. До 9 лет рос в украинском селе Корысти той же Ровенской области. Воспитывали мальчика, как и всех детей в украинской глубинке: приобщали к труду с раннего детства. Дед – уважаемый в округе кузнец – передавал внуку свое мастерство. Ярослав научился пасти колхозное стадо. А еще – петь. Песенная культура в украинской глубинке и стала тем источником, из которого будущий певец черпал вдохновение. С матерью Ярослав Евдокимов встретился в середине 1950-х, когда ему исполнилось 9 лет. Она увезла сына из теплой Украины на Север, в Норильск. Там Евдокимов окончил музыкальную школу, затем училище. К большому сожалению, отделения по вокалу в училище не оказалось, Ярослав учился в классе контрабаса. Азы вокального мастерства получил в мастерской Заслуженной артистки Риммы Тараскиной, но учеба прервалась, когда Евдокимова призвали в армию. Служил в Северном флоте на Кольском полуострове, но на корабли Ярослава Евдокимова, как сына репрессированных, не допускали. В строительном отряде был ротным запевалой. После демобилизации вернулся в украинскую деревню, где прошло детство. Оттуда в поисках работы перебрался в Днепропетровск, где нашел место на заводе по изготовлению шин. Желание петь подтолкнуло Евдокимова на сцену. Первыми будущего народного и заслуженного артиста услышали посетители ресторана в Днепропетровске. После женитьбы и переезда на родину супруги, в Белоруссию, Ярослав Евдокимов в середине 1970-х прошел прослушивание в филармонии Минска и стал вокалистом, а вскоре и солистом. Гастрольная жизнь била ключом, но Евдокимов понимал, что без профильного образования далеко не продвинется. Стал студентом музыкального училища им. М. Глинки, совместив теорию с практикой: учился и солировал в Ансамбле песни и пляски Белорусского военного округа. Работая в Минской филармонии, артист 3 года брал уроки мастерства у Владимира Бучеля, профессора пения и знаменитого баритона. Впервые на экране зрители увидели статного вокалиста в ІІІ Всесоюзном телеконкурсе «С песней по жизни», который проходил в концертном зале Останкино и транслировался по телевидению. Ярослав Евдокимов появился в военной форме, так как представлял на конкурсе Белорусский военный округ. Победа ускользнула от исполнителя – песня оказалась неподходящей для баритона. Но имя Евдокимова запомнили. В 1980-м артист участвовал в правительственном концерте, где произвел впечатление на лидера ЦК белорусской компартии Петра Машерова. В прошлом партизан, Петр Миронович так растрогался, услышав проникновенную песню «Поле памяти», что вскоре Евдокимов стал Заслуженным артистом БССР. Цикл песен «Память» на музыку белорусского композитора Леонида Захлевного стал важной вехой в творческой биографии артиста. Цикл прозвучал по центральному телевидению в День Победы 1980 года. Редактор программы «Алло, мы ищем таланты» Татьяна Коршилова позвала «белорусского соловья» в свою передачу. Примеру Коршиловой последовали коллеги, и певца увидели зрители в эфирах популярных передач «С песней по жизни», «Шире круг» и «Споемте, друзья!». В 1980-х зрители видят Евдокимова на фестивальных концертах «Песни года», где он выступил с полюбившимися хитами «Зачарованная моя», «Майский вальс», «За Дунаем». Первую пластинку вокалист записал на студии «Мелодия», назвав ее «Все сбудется». Побывал с гастролями за рубежом. На фольклорных фестивалях в Рейкьявике и Париже восторженные критики назвали его голос «супербаритоном». Евдокимов выступал и на «Славянском базаре».Альбом «Не рви рубаху» вышел в 1994 году. Шлягерами стали композиции, написанные в соавторстве с Эдуардом Зарицким, Дмитрием Смольским, Игорем Лученком. Новый этап в жизни артиста начался в середине 1990-х. Ярослав Евдокимов переехал в российскую столицу и стал солистом Мосэстрады. Совместное творчество с Анатолием Поперечным и Александром Морозовым дало замечательные плоды: поклонники певца получили шлягеры «Фантазер» и «Калины куст». Вокалист сотрудничал с Вячеславом Добрыниным, Игорем Матетой, Вячеславом Малежиком. Тексты песен для него писали Симон Осиашвили и Лариса Рубальская. В 2002-м вышел альбом «Целую твою ладонь», в который вошли хиты «Колодец» и «Майский вальс», а в 2008 году Евдокимов и дуэт «Сладка ягода» записали совместный альбом, где нашлось место казачьей песне «Под окном широким».В 2012-м вышел студийный альбом «Возвращение в осень».Сегодня артист в отличной форме, его голос не изменился благодаря каждодневным вокальным тренировкам. Евдокимов редко показывается на телеэкранах, но продолжает давать концерты и гастролировать по стране. В марте 2018 года порадовал слушателей Барнаула, Томска и Красноярска, в апреле пел для жителей Иркутска.

dsc08017
dsc08011
dsc08014
dsc08018

Информация взята с сайта https://24smi.org/celebrity/52848-iaroslav-evdokimov.html

«Праздник этот самый длинный он веселый и старинный,

Наши предки пели, ели, веселились две недели.

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!»

-  такими стихотворными строками начался праздник «Шорыкйол пайерем» (в переводе с марийского языка - «Праздник овечьей ноги»), состоявшийся 24 января в Центре национальных культур. Организаторы мероприятия: МБУ «Центр национальных культур» совместно с Центром коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най», марийской общественной организацией «Марий Ушем» и удмуртской местной автономией. Шорыкйол – один из самых известных марийских обрядовых праздников. Православные марийцы празднуют его в одно время с Христианским Рождеством (6 января).   У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол (овечья нога), от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги, подобные действа, должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье.     Неотъемлемая часть праздника - шествие ряженых (в основном переодеваются в костюмы животных) во главе со Стариком Василием и Старухой. Старик Василий и Старуха общаются с добрыми и злыми богами, поэтому они могут рассказать людям, как уродится урожай, какова будет жизнь для человека. Хозяева дома щедро угощали ряженых орехами и пельменями, в которые клали монетку или кусочек угля. Обязательным обрядовым блюдом считается баран. Старик Василий и Старуха разбрасывали на пол зерна ржи или овса, желая гостеприимному хозяину изобилия хлеба.    Праздник Шорыкйол немыслим без весёлых игр и затей.

Присутствующие в Центре национальных культур гости играли в традиционные марийские игры «ТУП  ПЕРЕН» («Щелчки»), «ШЕРГАШЫМ  ШЫЛТЕН» («Колечко»), «ШИЙ  КАПКА» («Серебряные ворота»), «СОКЫРТАГА» («Слепой баран»). По душе горожанам пришлись югорские гадания.

«Веселись, честной народ, праздник святочный идет!

Мы пришли всех прославлять,

А на улице мороз подмораживает нос,

Не велит долго стоять велит

 в Шорыкйол погадать» - звучали слова ведущей праздника.

Праздничное мероприятие завершилось старой доброй традицией - хозяйка марийских игрищ Озавате  пожелала всем процветания и изобилия на целый год. Хочется отметить, что в мероприятии приняли участие гости из Удмуртии студентки Удмуртского государственного университета Татьяна Новосёлова и Марина Девятова.

dsc07958
dsc07972
dsc07970
dsc07965
dsc07964
dsc07959

Пресс-служба ЦНК

Центр национальных культур приглашает учащихся младшего и среднего школьного возраста принять участие в познавательно развлекательной программе по правилам безопасности жизнедеятельности «Город без опасности». Ребята в игровой форме узнают основные правила дорожного движения, пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности. Ведущие мероприятия Красный, Жёлтый и Зелёный сигналы светофора устроят конкурс «Кто ярче». Из-за ссоры Светофоров на дороге образуется затор и неразбериха. На помощь водителям и пешеходам придёт инспектор-регулировщик. Он даст задания, чтобы навести в городе порядок. В ходе выполнения этих заданий дети вспомнят дорожные знаки, примут участие в шоу «Интуиция», вспомнят транспортные средства из  мультипликационных фильмов. Вместе со сказочным героем Сеней поговорят о правилах личной безопасности, посмотрят социальный ролик «Зелёный-свет жизни!». Ребята сделают паутину из ниток и расскажут, как нужно себя вести, чтобы не попасть в эти опасные сети. По итогам программы самые активные участники получат призы.

Продолжительность мероприятия 45 минут.

Мероприятие может проводиться на площадке Центра национальных культур или на площадке школы (актовый зал).

Цена билета 100 рублей.

Заказ билетов и справки по телефону: 45-30-50

В пятничный вечер в Центре национальных культур  с большим успехом прошло театрализованное представление «Раз в крещенский вечерок». Весёлый музыкальный спектакль по мотивам одноимённой повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» перенёс  зрителей в 19 век, в маленький украинский хуторок, где в ночь под Рождество происходят невероятные чудеса! Яркий спектакль наполнен юмором и всё это под чарующие народные мелодии: украинский, русский, казачий фольклор, колядки и святочные песни. Сказочная и рождественская атмосфера ощущалась с самого начала спектакля. Колоритные чёрт в исполнении Васифа Мирзоева и Баба Яга несомненно надолго запомнятся зрителям, как одни из ярчайших героев постановки. Не менее интересна и Солоха, чей неповторимый образ воплотила Елена Финк. Все герои спектакля по-своему интересны и самобытны. Некоторые из них появлялись на сцене на короткое время, но этого им вполне хватило для завоевания симпатии публики. Спектакль прошёл в аншлаговом зале под бурные зрительские аплодисменты и скандирование «Браво!». Спектакль подарил зрителю массу положительных эмоций и хорошее настроение. Над спектаклем работали: режиссёр-Евгения Майорова, артисты – Юлия Суворова, Екатерина Галашова, Васиф Мирзоев, Любовь Зинченко, Георгий Малышенко, ансамбль казачьей песни «Отрада» (руководитель Марина Молодцова), хор украинской песни «Веселка» (руководитель Валентина Нестерук), хореографический ансамбль «Каприз» (руководитель Лилия Колосова), ансамбль народного танца «Радуга» (руководитель Жанетта Щенникова), студия современной хореографии «Грани» (руководитель Наталья Москова).

Н.В.Гоголь начал работать над этим циклом повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1829 году, в 1931 году вышла первая книга цикла, а через год – вторая. Известно, что прозаик использовал для создания своей первой книги не только украинские исторические предания и фольклор, которые ему помогали собирать его родные и друзья, но и другие источники, такие как рукопись “История руссов” и переводные повести немецких романтиков. “Вечера на хуторе близ Диканьки” были встречены положительными рецензиями критиков. Они отмечали неподдельную весёлость, простоту и правдивость, яркость национального колорита и увлекательность народного предания в повестях Н.В.Гоголя. “Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился.” (А.С. Пушкин).

dsc07865
dsc07951
dsc07910
dsc07953
dsc07952
dsc07860
dsc07871
dsc07877
dsc07883
dsc07885
dsc07888
dsc07900
dsc07908
dsc07920
dsc07934

Пресс-служба ЦНК