Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

В Центре национальных культур стартовал цикл мероприятий «У чувала дружбы». Организаторы: Центр национальных культур и общественная организация «Центр коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най».

В течение года горожане будут узнавать много интересного о культуре разных народов, проживающих в многонациональном Нижневартовске. Название тематических встреч говорит само за себя. Чувал – хантыйский очаг, это место, где тепло и уютно, где собираются гости и ведут добрые и светлые беседы. 26 января состоялось первая встреча, где лидеры национальных общественных организаций города Вера Солосина (городская общественная организация «Культурно-просветительское общество белорусов «Белая Русь»), Арзу исмаилов (региональная общественная организация  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Азербайджанцы»), Валентина Аймурзина ( марийская общественная организация «Марий Ушем»), Анатолий Малькин ( Удмуртская местная национально-культурная автономия),  Фёдор Никитин (заместитель председателя городской организации «Центр коренных народов Севера «Тор-Най») рассказывали и своей культуре, об особенностях традиций и обычаев, о богатстве родного языка, делились творческими планами. Фёдор Никитин – один из ярких представителей финно-угорских народов открыл мероприятие словами:   «Наш город Нижневартовск строили  люди разных национальностей и по сегодняшний день, как и раньше мы хотим сохранить возле нашего очага  атмосферу взаимопонимания, терпимости, сотрудничества, согласия и дружбы, особенно в год Гражданского согласия объявленном Губернатором Натальей Комаровой   в ХМАО-Югре».

Каждая общественная организация преподнесла творческий подарок гостям, многие из которых были представители подрастающего поколения. Ребята  услышали хантыйскую песню о красивой югорской земле в исполнении Фёдора Никитина, лирические четверостишия-рубаи  в исполнении Арзу Исмаилова. Участники проекта танцевали вместе с удмуртским ансамблем «Инвожо»,  а Галина Максимова и Владимир Салянов исполнили песни на белорусском языке. Председатель Центра «Тор-Най» Инна Антонова рассказала, что для народов ханты и манси январь – месяц гостевания. Коренные жители Среднего Приобья ходят друг к другу в гости, обмениваясь родственной силой на целый год. И в этот день в хороводе дружбы возле хантыйского очага собрались люди разных национальностей, все разные, но все – вместе!

 Пресс-служба ЦНК

«Праздник этот самый длинный он веселый и старинный,

Наши предки пели, ели, веселились две недели.

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!»

-  такими стихотворными строками начался праздник «Шорыкйол» (в переводе с марийского языка - «Овечья нога»), состоявшийся 26 января в Центре национальных культур. Организаторы мероприятия: МБУ «   Центр национальных культур» совместно с Центром коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най», марийской общественной организацией «Марий Ушем» и удмуртской местной автономией.

 Шорыкйол – один из самых известных марийских обрядовых праздников. Православные марийцы празднуют его в одно время с Христианским Рождеством (6 января).   У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол (овечья нога), от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги, подобные действа, должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье.    Неотъемлемая часть праздника - шествие ряженых (в основном переодеваются в костюмы животных) во главе со Стариком Василием и Старухой. Старик Василий и Старуха общаются с добрыми и злыми богами, поэтому они могут рассказать людям, как уродится урожай, какова будет жизнь для человека. Хозяева дома щедро угощали ряженых орехами и пельменями, в которые клали монетку или кусочек угля. Обязательным обрядовым блюдом считается баран. Старик Василий и Старуха разбрасывали на пол зерна ржи или овса, желая гостеприимному хозяину изобилия хлеба.

Праздник Шорыкйол немыслим без весёлых игр и затей. Присутствующие в Центре национальных культур гости играли в традиционные марийские игры «ТУП  ПЕРЕН» («Щелчки»), «ШЕРГАШЫМ  ШЫЛТЕН» («Колечко»), «ШИЙ  КАПКА» («Серебряные ворота»), «СОКЫРТАГА» («Слепой баран»). По душе горожанам пришлись ритуальные гадания. «Веселись, честной народ, праздник святочный идет! Мы пришли всех прославлять, а на улице мороз подмораживает нос, не велит долго стоять велит в Шорыкйол погадать», - звучали слова ведущей праздника. Нижневартовские удмурты рассказали зрителям   о том, как калядуют издревле в Удмуртии. В Новый год и Рождество надевали вывернутые наизнанку тулупы, маски, мазали лица сажей и ходили по домам. Ряженые плясали, но при этом не произносили ни звука - просто создавали много шума с помощью различных предметов. Задача хозяина и хозяйки дома - узнать, кто же скрывается за маской ряженого. Считалось, что ряженые пугают банных духов, изгоняют болезни, приносят удачу в различных делах и способствуют большому урожаю, поэтому их радушно встречали в каждом доме. По поверьям древних удмуртов, на прикамских просторах жили великаны - алангасары. Когда на земле появились люди, великаны решили уйти на далекий север, в полуночный край Уйпал. Только один великан не покинул родные места.  Со временем этот алангасар набрался знаний, постиг язык зверей и птиц, узнал пользу растений и принял облик мудрого старца. Но к людям не выходил, боялся напугать. Однажды, когда он тайком следил за игрой детей, они заметили его, но не испугались. Вместе они начали играть в снежки и кататься с гор. Детвора с увлечением слушала волшебные рассказы великана. Нового друга дети назвали Тол Бабай, что означает «зимний дед». Одна из любимых  игр детей  - это «Весёлая скамейка».

Участницы ансамбля «Инвожо» пригласили юных зрителей поиграть в эту зимнюю забаву. В завершении праздника хозяйка марийских игрищ Озавате пожелала всем процветания и изобилия на целый год. В мероприятии также приняли участие Анастасия Прасина и марийский ансамбль «Мари».

Пресс-служба ЦНК

 

 

 

 

25 января в Центре национальных культур состоялась развлекательная программа «Дискотека 80-х». В Татьянин день потанцевать под музыку 80-х годов  пришли не только студенты, но и представители поколения «Белых роз», - одной из самой яркой композиции мега-популярной в 80-е группы «Ласковый май». Гости диско-вечера не только танцевали под нетленные хиты, звучавшие когда-то из окон каждой квартиры, но и принимали активное участие во всевозможных интерактивных и конкурсных программах.  Зрителей угощали чаем, кавалеры приглашали дам на вальс, а мелодии песен в исполнении  «Весёлых ребят», «Синей птицы», «Машины времени»    вызывали бурные эмоции у гостей, спешивших на танцпол. У каждого из хита 80-х своя история создания и исполнения.

     Песня "Трава у дома" в исполнении группы "Земляне" много лет остаётся одной из самых известных и популярных песен для поколения 80-х. Продано порядка полутора десятков миллионов экземпляров пластинок с этой песней. По утверждению Сергея Скачкова, "Трава у дома" исполнялась на официальном уровне более тысячи раз. Если сюда добавить ее исполнение другими певцами и коллективами разного уровня, то получится цифра в десятки раз больше. Группа "Земляне" сумела сделать творение Владимира Мигули и Анатолия Поперечного поистине всенародно любимым хитом. Ей присвоен официальный общественный статус "Гимн российской космонавтики". Сертификат об этом в торжественной обстановке вручили Сергею Скачкову – солисту группы "Земляне". Он подписан начальником ЦПК имени Ю.Гагарина, Героем Советского Союза и России Сергей Крикалевым. Причины невероятной популярности хита среди первопроходцев космоса раскрыл известный космонавт Алексей Леонов: «…она звучала, когда космонавты выходили из гостиницы. Включали песню с этими словами громко, громко. Они как ничто передают настроение. Текст песни "Трава у дома" изначально существенно отличался от того, что приобрел колоссальную популярность. Это была композиция о тоске по отчему дому, которую мастерски смогли передать авторы. В ней была трава, был сарай, были глаза коровы, но о космонавтах не было даже упоминания. Владимир Мигуля рассказывал, что в 1982 году, когда шла подготовка ко Дню космонавтики, было принято решение о написании песни. После долгих раздумий они сошлись на том, чтобы переделать именно это стихотворение. По этому поводу лучше всего послушать автора стихотворения. Поэт Анатолий Поперечный поведал историю об истории создания будущего хита: «…эти глаза коровьи – я думал, что это главный образ. Оказалось, что нет. Главный образ вот эта трава у дома. И Володя вцепился, говорит: "Толь вот эта должна быть главная строчка – "трава у дома"; вот в космосе, когда космонавты вспоминают дом…" Володя угадал, он вот пошел по правильному пути. Вот, говорит, напиши стихи, связанные с космосом, с мамой…Я говорю: "Володь, ну, не выполнимая задача – у меня здесь про корову, а ты про космос…" Ну, говорит, прошу тебя. Здесь ещё начала бомбить звонками телевизионный редактор Алла Дмитриева и настоятельно просила: "Толь, с Володей сделайте, успеете…" И я засел и накатал эти стихи. Почитал их по телефону, и Володя довольно быстро написал музыку – у него тоже уже все это давно назревало. Почему именно "Землянам" выпала честь стать исполнителями обновленной и переделанной песни, можно судить по тому, что к 1982 году группа занимала первые строчки во всевозможных хит-парадах, вытеснив даже легенду советского рока "Машину времени". Версия, предложенная в следующем году в соавторстве ее создателями и исполнителями, сделала песню более жесткой, динамичной и роковой». Стоит отметить, что композитор Владимир Мигуля и его коллеги сначала были недовольны предложенным вариантом. По мнению руководителя "Землян" Владимира Киселева, они "просто боялись, что их нетленки в таком виде не пропустят в эфир".Кстати, в первоначальном варианте первым ее исполнителем стал сам Владимир Мигуля. Это случилось 12 апреля 1982 года в телепередаче "Притяжение Земли". Песня слушателям понравилась, но настоящего фурора не произвела. В аранжировке "Землян" получилось то, чего ждал советский слушатель того времени. Отсюда – и огромная популярность уже после премьеры. Свое слово об истории создания и аранжировки будущего хита сказал лидер и вокалист "Землян" Сергей Скачков: «Володя [Мигуля] предложил песню, которую, как автор исполнял сам под рояль… У нас были концерты в "Олимпийском", и Володя Киселёв принёс клавиры. И один из клавиров был вот как раз этой песни. Помню, что песня рождалась достаточно сложно, в муках – что касается аранжировки. …когда Володя Киселев познакомил его с нашей группой, высококлассный профессионал Мигуля несколько скептически отнесся к тому, что его традиционная для советской эстрады музыка может заиграть новыми красками в рок-стилистике "Землян"…К счастью, опасения Владимира Мигули не подтвердились. Она сразу же вошла в число лауреатов всесоюзного телеконкурса "Песня года-83" и была включена в сборник "Парад ансамблей". Ее пели практически на всех больших и малых концертах. Ее пел народ. Она превзошла такие хиты о космонавтике, как "Я верю, друзья", "Он сказал – поехали…", "Мы – дети Галактики" и т.д. Песня звучит в 14-й серии культового советского мультфильма "Ну, погоди!".Карен Шахназаров ее включил в популярный фильм "Курьер". Помните, ее исполняют мать и сын, как бы символизируя ее преемственность для разных поколений и доступность для широкого исполнения. Интересным фактом является то, что в 1966 году, то есть задолго до появления хита "Землян" в Великобритании синглом стала композиция "Зеленая, зеленая трава у дома", которую исполнял Том Джонс. Она созвучна с советской "Травой у дома", хотя имеет наш неповторимый колорит и подчеркивает именно наш менталитет. А вот композиция Джонса вошла в классику такого жанра, как кантри.                                                                

/Автор статьи об истории  создания песни «Трава у дома» Анатолий Анипченко. Информация с сайта «Song-story.ru «История создания известных песен»/

 

Пресс-служба ЦНК

Празднования наступившего 2018 года уже завершились, но жители Нижневартовска вновь встречали Новый Год, только уже по хантыйскому календарю.  18 января в Центре национальных культур состоялась встреча с Ики Морозовичем, то есть хантыйским дедом Морозом. Ведущая праздника Анастасия Прасина – юная представительница хантыйского рода Прасиных и председатель центра коренных малочисленных народов Севера «Тор-Най» Инна Антонова посвящали гостей в волшебство древней культуры остяков и вагулов. Было рассказано о январских природных приметах, которые помогали северным народам выживать в суровых условиях, а также о том, с какими традициями и обычаями ханты и манси связывали дни январского календаря.

ЯНВАРЬ – середина зимы, «месяц сильных морозов». В его образном определении ханты и манси едины - «январь-месяц, ломающий топорища». «За один день мороз тридцать топорищ сломал!», - говорят обские угры. И сразу понятно – в этот день мороз был трескучим. Январь у ханты – это нижняя точка зимы. В большинстве югорских календарей январь называется месяцем «замор рек» - в это время природа замирает. У тромъеганских ханты январь называется месяцем «малых жертвоприношений». В это время ханты не охотились и не рыбачили, а отдыхали, поэтому январь – месяц беззаботный.  Приходя друг к другу в гости ханты совершали совместную трапезу, общались с духами, вселяющими в них «родственную силу», столь необходимую в условиях холодной зимы. В календаре северных манси январь называется «лесным месяцем» или «лесным стариком». Ики Морозовича не случайно «приглашают в гости», именно в январе. Приходит пора будить спящую природу. Замиранию природы противопоставляется оживление, общение между людьми. Приходя друг к другу в гости, ханты совершали совместную трапезу, общались с духами, вселяющими в них «родственную силу», столь необходимую в условиях холодной зимы, одаривали друг друга подарками.

На огонёк заглянули и другие представители финно-угров – удмурты. Ансамбль «Инвожо» и председатель удмуртской автономии Анатолий Малькин поделились со зрителями удмуртскими обрядами, связанными с рождественскими праздниками. Северяне калядовали, играли в национальные игры, привязывали на веточки ёлки баранки и «били» в священный бубен, призывая силы природы к благополучному году, а  Ики Морозович пригласил гостей отведать вкусный чай с национальными угощениями.

Пресс-служба ЦНК

В Центре национальных культур 19 января состоялось мероприятие «Украинские вечерницы», организованное совместно с нижневартовской национальной общественной организацией «Культурно-просветительское общество «Украина». Мероприятие проходило на сцене ЦНК и представляло собой театрализованную программу рождественских праздников. Главные персонажи действа– Хозяйка и её дочь пригласили гостей на Святки. Гости пели песни вместе с хором украинской песни «Веселка» и детским ансамблем «Барвинок», забавлялись святочными играми и, конечно же,  гадали.

Святками называются две недели зимних праздников, от Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января, до Крещения, празднуемого 19 января. Одной из ярких особенностей Святок являлись гадания. Своими корнями святочные гадания уходят во времена языческой Руси. Именно гаданиям во времена зимнего солнцестояния (а это и есть период святок) придавалось особое значение. Считалось, что именно в эти дни потусторонние силы были наиболее активны. А границы между мирами более тонки, что и способствовало более правдивому результату новогодних, рождественских и святочных гаданий. Гадания на Рождество по праву считается наиболее правдивыми. В каждой крестьянской семье совершались гадания об урожае. Вечерами гадания на блюдцах устраивали девушки, нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Способов гаданий на Руси было придумано огромное множество, но основная тема всех святочных гаданий – это гадание на суженого (жениха). Это и понятно, ведь в стародавние времена, судьба девушки целиком зависела от того, насколько удачно она выйдет замуж.

«Уж как наша Коляда не мала, не велика, Коляда-моляда, золотая борода, позолоченный усок, по рублю за волосок!», - слышались отовсюду святочные зазывалки
Коляда  - славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядованиеколядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игрыгадания.  Известный нам обычай колядовать на Рождество появился  после Крещения Руси. Колядование - один из святочных обрядов обходного характера, который совершался в рождественский сочельник, рано утром в Рождество или в день наступления Нового года, реже - накануне Крещенья. Подойдя к дому, колядовщики  поздравляли хозяев и исполняли колядки - обрядовые песни с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия в новом году.     На Украине после колядования обычно усаживали детей (колядовщиков) на порог дома на охапку сена, заставляли  их «квохтать» — «чтобы куры лучше неслись».

Колядки на Украине  назвались щедривками. Эти  самобытные украинские песни стали украшением нижневартовских «Вечерниц».

Щедривки - это обрядовые песни, которые исполняют во время рождественских праздников, в Щедрый вечер — вечер накануне Старого Нового года, 13 января. Обычай щедрования очень древний, скорее всего, еще дохристианский. А по христианскому календарю 13 января — это день преподобной Мелании. Некоторые щедривки содержат упоминания о ней. Обычно щедривки содержат пожелания хорошего урожая, приплода домашнего скота, хорошего роения пчел, мира и благополучия в семье. Как и в колядках, в щедривках высказывают уважения к хозяевам дома и ко всей семье. Традиционный припев почти любой щедривки — «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!».

На «огонёк» заглянули ряженые и привели с собой «козу».

 Коза в народных обрядах является символом и плодородия, богатства. В то же время коза выступает как оберег. По украинскому поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даёт чаровникам приблизиться к отаре. Атрибуты ряженой «козы» — вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Украинцы макет головы «козы» носили на длинном шесте, поверх которого крепился балахон, скрывавший фигуру исполнителя. Рождественско-новогодний обряд «вождения козы»  - один из самых ярких рождественских обрядов.  Ядром обряда являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…» с припевом «О-го-го, коза», где в гиперболизированных образах рисуется будущий урожай («где коза рогом — там жито стогом», «где коза хвостом — там жито кустом» и т. п.). Песня сопровождалась танцем-пантомимой: вначале коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив кусок сала, она «воскресала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.

Завершился праздник пожеланиями крепкого здоровья, благополучия, душевного тепла и мира!

dsc06401
dsc06400
dsc06398
dsc06396
dsc06388
dsc06409
dsc06408
dsc06404

 Пресс-служба ЦНК