Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

16 июня во Дворце искусств, в рамках фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи - 2018» состоялся  национальный праздник «Сабантуй».     Организаторами праздника выступили: администрация города Нижневартовска, Управление культуры администрации города, Общественная организация «Татарская культурная национальная автономия города Нижневартовска «Мирас», Центр национальных культур. Праздник открыл яркий пролог, повествующий о том, как испокон веков отмечали этот самобытный праздник. Его украшением стали выступления ансамблей «Шатлык» («Радость»), «Ватан» («Отечество»), «Дуслык» («Дружба»), «Башкиры Югры». На нижневартовский «Сабантуй» приехали почетные гости: председатель Думы ХМАО-Югры Б.С. Хохряков, депутат Тюменской областной Думы В.М. Танкеев. Глава города Нижневартовска В.В. Тихонов приветствовал вартовчан и гостей города на татарском языке. С наилучшими пожеланиями и поздравительными словами выступила Римма Ратникова - заместитель председателя государственного Совета Республики Татарстан, депутат государственного Совета РТ пятого созыва. Праздник продолжили артисты из Казани, Мегиона и Нижневартовска. Традиционно состоялся конкурс баянистов, а в это же время, в физкультурно-спортивном комплексе «Юбилейный», в рамках праздника «Сабантуй», прошли спортивные состязания по  рукоборству, толканию гири и национальной борьбе Куреш.

История праздника «Сабантуй»:  Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с языческими обрядами предков. В татарском языке месяц май называется месяцем сабана, что в переводе означает весна, день. Сабан означает «яровые», или в другом значении, - «плуг», а туй – свадьба, торжество. Таким образом, смысл слова сабантуй – торжество в честь сева яровых. Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан–«весенний»). Происхождение праздника связано с существовавшими у древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили магический характер и туй следует толковать как « свадьбу» («бракосочетание»).Подготовка к празднику начиналась за несколько недель до назначенного дня. Аксакалы собирали сход и договаривались о сроках и месте проведения праздника.В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина варила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы в переводе « грачиная каша» или « воронья каша».На следующий день, чуть свет, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками – тула оек), отправлялись по домам собирать крашеные яйца.У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного-кызыл башлы сёлге – вытканного узорами полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но пекли специально для детей булочки, орешки из теста – бавырсак и готовили конфеты.В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: « Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят» Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8—10 человек они объезжали деревню.Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.Обычно на Сабантуй жители нескольких селений съезжались в одну деревню. Для майдана (место состязаний) избирался луг, ровное поле или опушка леса, как правило, недалеко от воды и гор. Место проведения было неслучайно. Таким образом, наши предки стремились к слиянию с природой.К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.С восходом солнца дети собирали по дворам призы для праздника: вышитые полотенца, платки, которые привязывали на специальный шест, куски ткани, раскрашенные яйца, продукты. Самым ценным подарком считалось полотенце с бранными узорами. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии, мастерстве молодой хозяйки. Его обязательно должны были приготовить молодухи,вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями.Сабантуйные дары наделялись магической силой. Они выполняли роль оберегов и должны были помочь выполнить желания дарителя. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.По неписаным правилам майдан открытый: никто не должен уйти без подарков.На празднике обязательно награждали бегуна, повредившего ногу, скакуна, пересекшего финишную черту последним. Шеи скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Обычай повязывать полотенца, платки на шею пришедшего последним скакуна называется « конь надежды». Этот обычай наши предки связывали с желанием отогнать беду и отдаванием дани душам покойных предков.Празднества начинались с общественных молений, затем проходили конные скачки вокруг холма, имитирующие ход солнца по небу, прокладывали первую борозду и сеяли. Эти действия символизировали оплодотворение земли, заканчивались различными соревнованиями, хороводами и играми. Самая молодая замужняя женщина вручала подарки победителям, что подчеркивало взаимосвязь женщины природы с плодородием.Сабантуй начинался с раннего утра. В первую очередь, это праздник земледелия.Поэтому и начинался он только после символического ритуала. В деревянный плуг впрягалась лошадь, и прокладывалась первая борозда. После этого праздник вступал в свою силу.На середину майдана вкапывался сабантуйный шест с завязанными на верхушке полотенцами. Сабантуй праздновали весело, каждый хотел показать свою силу, ловкость, умение управляться с конем. Соревновались все от мала до велика. Сабантуй начинался состязаниями детей и аксакалов. Зрители располагались вокруг поодаль – сабантуйный круг ассоциировался с солнцем, небом. Традиционным был порядок состязаний. • Конные скачки (наездниками были мальчики 10 – 13 лет) • Курэш – национальная борьба • Пешие забеги • Прыжки • Поднятие тяжестей • Вечерние молодежные игрища. Соревнования начинались со скачек. Лошадей, участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5 -10 от деревни. Финиш устраивали на майдане. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе были и являются бег, национальная борьба курэш, конные скачки и прыжки. Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе. Эти состязания имели огромное значение в жизни предков татар, так как они вели кочевой и полукочевой образ жизни.Если батыры и джигиты демонстрировали на Сабантуе силу, удаль, сноровку, то певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа. Во время Сабантуя люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.Завершался Сабантуй вечерними молодежными игрищами.До глубокой ночи звучали гармоники, скрипки. Парни и девушки пели песни, водили хороводы. Несмотря на большое стечение народа и азарт, возникавший во время состязаний, никогда не случалось беспорядка. Порядок был образцовый и поддерживался самими гуляющими.Эти традиции предков поддерживаются и в настоящее время.

(Материал взят из источника: HintFox.com)

 

img-20180616-wa0000
img-20180616-wa0005
img-20180616-wa0004
img-20180616-wa0013
img-20180616-wa0008

Пресс-служба ЦНК

5 июня в Центре национальных культур прошло тематическое мероприятие «У чувала дружбы» Приглашённые мальчишки и девчонки из пришкольных лагерей Нижневартовска знакомились с традициями и обычаями коренных народов Севера. Инна Антонова – руководитель фольклорного ансамбля «Тор-Най» рассказала школьникам о традиционных праздниках народов ханты и манси – празднике Огня, Дне прилёта вороны, празднике священного медведя, празднике «Проводы лебедя». Юные вартовчане отгадывали хантыйские загадки, играли в национальные игры, прыгали через нарты, через «огонь», слушали звуки леса и совершили обряд поклонения берёзе. Ребятам пришёлся по душе хантыйский бубен, под звуки которого старейшина рода Калиных Мария Андреевна совершила ритуальный обряд поклонения Огню. Бурными аплодисментами ребята встречали солистку ансамбля «Тор-Най» Анастасию Прасину, исполнившую красивые песни на языке своих предков. Ребята узнали о том, как трепетно коренные жители Югры относятся к природе и о том, какое огромное значение придают народным приметам.Мальчишкам и девчонкам очень понравилось мероприятие, и теперь они знают, что такое хантыйский чум и что, лодка у коренных жителей Югры называется «облас».

dsc08519
dsc08500
dsc08502
dsc08507
dsc08511
dsc08514
dsc08497

Пресс-служба

Центр национальных культур продолжает реализацию вариативной программы «Народные самоцветы». Авторская программа этнической направленности «Народные самоцветы» включает в себя изучение и пропаганду национальных традиций, культуры народов России, воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать, формирование уважения к культуре народов разных этносов, создание условий для получения подрастающего поколения опыта толерантного взаимодействия. В рамках программы запланированы познавательные, развлекательные, игровые программы, мастер-классы по изготовлению предметов народного декоративно-прикладного творчества. Каждая программа включает в себя изучение истории, культуры и быта разных народов, театрализованные постановки, просмотр анимационных фильмов, обучение рисованию, лепки из пластилина, аппликация и моделирование из бумаги. Тематика занятий подобрана в соответствии с возрастом аудитории. Одна из программ проекта «Дети самоцветов» прошла 6 июня в пришкольном лагере общеобразовательной школы № 5. Ребята смотрели познавательный мультфильм о народах России, играли в национальные игры коренных народов Севера, игры народов Кавказа, познакомились с праздником татар и башкир «Сабантуй». Ребята активно участвовали в подвижных играх, проявив ловкость и смекалку. «Мне попалась благодарная публика, - признаётся ведущая программы Яна Родионова,  – это очень  любознательные, активные и  смышлёные ребята, мы  весело и с пользой провели время». 

dsc08529
dsc08528
dsc08526
dsc08536
dsc08533
dsc08530

Пресс-служба ЦНК

Международный день защиты детей отмечается ежегодно 1 июня, учреждён в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин, впервые отмечался в 1950 году. Несмотря на то, что 1 июня не является официальным выходным днём, в парках, скверах, сценических площадках многих городов организуются праздничные мероприятия для детей. Большинство родителей, бабушек и дедушек в День защиты детей находят время для прогулки со своими ребятишками и стараются не отказывать им в удовольствиях. Первого июня повсюду можно увидеть улыбающихся детей с воздушными шарами в руках. Школьники радуются в этот день не только празднику, но и началу самых длинных и долгожданных каникул. В этот день, как никогда, ребята раскупают мороженое, лимонад и другие сладости и, конечно же, посещают кинотеатры и катаются на аттракционах. В этот летний праздничный день, кажется, можно всё: и наесться шоколада и вдоволь наиграться, и прийти с прогулки чуть позже. Праздник, отмечаемый 1 июня, не зря носит название День защиты детей. Как это не печально - в мире миллиарды детей, которые больше других нуждаются в защите и помощи, их детство нельзя назвать счастливыми. И даже самая маленькая толика заботы и внимания вызовет на их лицах редкую, но искреннюю и благодарную улыбку. Подарить нуждающимся детям повод для улыбки – значит сделать мир светлее, а детей счастливее, ведь чужих детей не бывает.  В городе Нижневартовске День защиты детей прошёл очень насыщенно и ярко. Учреждения культуры города подготовили для маленьких горожан и их родителей праздничные мероприятия. Центр национальных культур пригласил юных вартовчан на театрализованную концертную программу. Сказочные персонажи развлекали ребят весёлыми театрализованными зарисовками. Мальчишки и девчонки смотрели мультфильмы; участницы вокальной группы «Светлячки» (руководитель А.Е.Афанасьева) поздравили зрителей с праздником, исполнив песенные композиции. Праздничная программа получилась весёлой, а благодарностью от юных зрителей стали добрые улыбки и бурные аплодисменты.

dsc08485
dsc08476
dsc08479
dsc08487

Ответственный за работу с СМИ: Бровко М.В.

Нижневартовск – город дружбы собирает в хоровод! Пусть у озера сегодня праздник радость принесёт! – звучали слова в воскресный майский день  на Набережной Комсомольского озера. Здесь состоялся многонациональный праздник «Гостеприимный чум». Организаторы мероприятия: Семейная родовая община коренных малочисленных народов ханты «Хунзи», МБУ «Центр национальных культур».В мероприятии приняли участие представители разных этносов, проживающих в многонациональном Нижневартовске. Русские, армяне, белорусы, ханты и манси, татары, марийцы, чеченцы и ингуши, угощали вартовчан национальными блюдами драниками, блинами, долмой, ухой, северной рыбой, пирогами, калачиками, эчпочмаками. Проводили мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, изготовлению национальных кукол, раскрашиванию яиц национальным орнаментом. Представители каждой культуру знакомили со своими обычаями и традициями, рассказывали об особенностях национального костюма, презентовали своё генеалогическое древо. Об истории своего рода рассказывали семью Аймурзиных (Нижневартовская марийская общественная организация «Марий ушем»), семьи Валеевых, Мударисовых, и Ракиповых (Нижневартовская городская общественная организация татарской культуры «Ватан»), семья Масягиных (Региональная ассоциация русской культуры «Славяне Сибири»), семьи Рогоевых и Прасиных (Центр коренных малочисленных народов Севера «ТОР – НАЙ), семья Абдулхажиевых (Нижневартовская местная общественная организации «Даймохк»),  семья Гулян (общественная организация армянской культуры «Арарат»),  семья Плотниковых (Культурно-просветительское общество белорусов «Белая Русь»). В качестве визитной карточки каждая автономия представила свои творческие номера. Песни и танцы своего народа исполнили Анастасия Прасина, ансамбль белорусской песни «Белоросы», марийский ансамбль «Мари», фольклорный ансамбль «Тор-Най», Тамара Арзуманян, Аббаз Абдулхажиев, ансамбль «Ватан». Нижневартовцы приняли участие в огромном количестве национальных игр и обрядов: окуривание чагой, завязывание ленточек желаний на священной берёзе, игры народов ханты и манси «Белый шаман» и «Бег в масках». Атмосфера праздника была удивительной и по – домашнему тёплой. А завершился праздник дружбы «Гостеприимный чум» таким же дружным хороводом и нескончаемыми улыбками жителей нашего прекрасного многонационального города!

9
4
5
2
1
3
6
7
8
dsc_0423
dsc_0091
dsc_0516
dsc_0507
dsc_0429

Пресс-служба ЦНК