Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

У коренных народов Севера много национальных праздников. В данной статье мы хотим рассказать о празднике народов манси – празднике Трясогузки или Вурщих Хатл.  Для северных народов небольшие и быстрые птички, прыгающие между ручейков, как бы утверждали — зима больше не вернётся! Нередко обские угры называли трясогузку вестником Красной Весны и Большого Света - белых ночей.  По поверьям кондинских манси (проживающие в Кондинском районе), перелётная птичка трясогузка появлялась в северных краях сразу, как только малые реки освобождались ото льда. Трясогузки словно стряхивали со своих крылышек тепло, принесённое с юга, а хвостиком разбивали остатки льда и снега. В народе за трясогузкой закрепилось название — ледоломка. Считалось, что трясогузка приносит людям счастье, поэтому и устраивали в её честь праздник. Обычно он начинался с молитвы в честь верховного бога Торума. У него просили, чтобы лето было долгим и жарким, дожди — тёплыми, ягодники — обильными, чтобы реки и озёра были полны рыбой, а леса — зверями и ягодами. В качестве торжественного мероприятия на площади селения устраивается своеобразный пир. Для гостей праздника готовили кашу саламат с кедровыми орешками, поджаренными на рыбьем жиру, запекали рыбу. А ещё пекли на берёзовых палочках фигурки трясогузок. На праздник собирались все жители селения. Когда все собрались, самая старшая женщина произносила обрядовую фразу: «Прилетела наша весенняя птица – Трясогузка! Прилетела священная пташка – зима не вернётся. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, тёплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть реки и озёра рыбой полнятся, а леса – зверями». После этих слов девочки исполняют танец Трясогузки, имитируя характерные для этой птички движения. Также устраивались различные конкурсы и соревнования.

(Материал взят с сайтов: galina-rm.livejournal.com›; kmns.admhmao.ru)

День славянской письменности и культуры приурочен ко Дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В этот день в славянских странах повсеместно проходят праздничные концерта и торжественные мероприятия, посвященные памятной дате. В России праздник отмечается ежегодно в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991. С 2020 года центром праздничных торжеств стала Москва.

В этом году отмечается 35-я годовщина празднования. Руководствуясь требованиями Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-2019)», в Российской Федерации приостановлено проведение досуговых, развлекательных, культурных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан.

В связи с изложенным принято решение о праздновании Дня славянской письменности и культуры в 2020 году в режиме онлайн (удаленно).

24.05.2020 ФГУП ВГТРК будет освещать исторические моменты, посвященные празднованию, в информационных выпусках телепрограммы «Вести». Кроме того, на телеканале «Культура» в 13.00 часов пройдет трансляция документального фильма. Трансляцию будет предварять праздничное выступление Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла.

Течет река времени.…Минуло уже более семидесяти пяти лет с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросло новое поколение. Но эти годы, эти волнующие, охваченные пламенем Великой битвы дни, никогда не изгладятся из нашей памяти. Советский народ защитил мир от фашистских полчищ, ценой величайших лишений и жертв, ценой самоотверженного подвига в тылу была завоевана Победа.

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с ее жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала.

22 июня 1941 года... Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье- все опалил огонь жестокой кровопролитной войны. Советские люди прощались с родными местами, чтобы, победив, вновь вернуться на отвоеванную и отомщенную землю. Отправлялись эшелоны с защитниками Родины на кровавое поле битвы под марш «Прощание славянки», которую написали В. Лазарев (стихи) и В. Агапкин (музыка). 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню – «Священная война». Музыка А.Александрова; Слова В.Лебедева – Кумача.     Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал. муз. К.Листова, сл. А.Суркова. 

Одна из самых популярных песен военных лет, «Темная ночь», была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. Мелодия была написана композитором буквально за один вечер. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм. По свидетельству Константина Симонова весной 1943 года «Темная ночь» «была на устах буквально у каждого фронтовика», потому что «вместила в себя мысли и чувства миллионов людей». слова В. Агатова, музыка Н. Богословского.

Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа... И вот она долгожданная ПОБЕДА!!!

Вокальные коллективы и исполнители Нижневартовского Центра национальных культур приняли участие в съёмках праздничного концерта, посвящённого Дню Победы, трансляция которого прошла в эфире телерадиокомпании «Самотлор». Артисты ЦНК исполнили любимые песни военных лет, песни поколения победителей! 

1
5
2
3
4

В нашей стране сегодня много праздников, но самый великий один - День Победы в Великой Отечественной войне. Сколько бы ни прошло времени, значение подвига нашего народа в этой войне никогда не уменьшится, а слава героев никогда не померкнет. День Победы – самый светлый, дорогой и любимый народный праздник. Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей, и каждая минута, каждый час того времени были для всей страны и для каждого человека страшным испытанием. Путь к победе был долгим и трудным, и прийти к ней удалось только благодаря героизму и мужеству советских солдат и офицеров, отваге партизан и подпольщиков, каждый день рисковавших жизнью в тылу врага; подвигам тружеников тыла, день и ночь стоявших у станков, работавших на полях страны, чтобы обеспечить фронт всем необходимым. Бои за Рейхстаг начались 29 апреля 1945 года, а на следующий день все увидели над ним Знамя Победы. Акт о капитуляции фашистской Германии был подписан ночью 7-го мая.. В первый День Победы праздник был настолько мощным и всеобъемлющим, что его даже не с чем сравнить – в нашей истории праздников, имеющих такое значение, было очень мало. Весь народ находился на улицах; люди пели, плясали, плакали, целовались, обнимались и поздравляли друг друга с Победой. Вечером 9-го мая в Москве прозвучал салют, какого никогда ещё не было в нашей истории: тридцать залпов из тысячи орудий возвестили о великом событии, значение которого для всего человечества переоценить невозможно. Каждый год 9 мая наша страна отмечает этот Великий праздник. В нынешнем 2020 году 9 мая дата особенная – семидесяти-пятилетняя  годовщина. Центр национальных культур Нижневартовска подготовил для вартовчан яркую концертную программу. Артисты ЦНК приезжали к домам, где живут ветераны и труженики тыла, и на площадке празднично оформленной машины пели песни военных лет. Наши земляки смотрели концерт из окон и  балконов своих квартир, многие из которых были украшены символикой 75-летия Победы. Нижневартовцы пели «Катюшу», «Синий платочек», «Журавли» вместе с вокалистами хора украинской песни «Веселка», татаро-башкирского ансамбля «Шатлык», вокальной группы "Спринг", с ансамблем казачьей песни «Отрада», Фёдором Никитиным, Аббазом Абдулхажиевым, Дарьей Толстовой. Людской радости не было границ, и даже режим самоизоляции не смог испортить настроение в этот весенний, праздничный и такой важный день!

4
1
2
3
5
6
7
8
11
9
12
13
10

Пресс-служба ЦНК

В рубрике «Песни Победы» мы расскажем о песнях, написанных в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., о том, как они создавались и как помогали бойцам на фронте. В годы Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины. В самых суровых, нечеловеческих испытаниях люди смогли выжить благодаря беззаветной любви к родному дому и к своей Родине. Солдатская песня в тяжелые времена испытаний придавала силы, вдохновляла на подвиг, давала надежду выжить и встретиться со своими любимыми. Из-под пера советских композиторов вышло немало прекрасных, незабываемых песен о мужестве, чести и солдатской славе, ставших достоянием общечеловеческой песенной культуры. Музыка и война.… Казалось бы, несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.

«Песня-боец» - так можно сказать о песне «Священная война» композитора А.В. Александрова и поэта В.И. Лебедева-Кумача. Уже 24 июня 1941 года «Священная война» была опубликована в «Известиях» и в «Красной звезде». На четвертый день войны композитор А.В. Александров написал музыку на эти стихи, песню срочно разучил Краснознаменный ансамбль, она зазвучала по радио. Песня эта была совершенно необходима в те грозные дни. Быстроте ее появления удивлялись и до сих пор удивляются. Она стреляла, как пушка, стоявшая в засаде. С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожал солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучала как воинская присяга. В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Да и сейчас, спустя столько лет, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.

Музыка к тихой, душевной песне «Синий платочек»  была написана Ежи Петербургским задолго до Великой Отечественной войны. Текст песни «Синий платочек» был написан в сентябре 1939 года. Но все же самым популярным оказался третий вариант песни, возникший в 1942 году. Автором третьего варианта был молодой журналист Михаил Максимов. Участник Великой Отечественной войны, писатель Ю. Яковлев писал: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная…» Исполнительницей песни была Клавдия Шульженко. Теперь мы знаем, что только в Красной Армии, только в Советской стране грустное лирическое стихотворение может выполнять функции боевой, воодушевляющей песни.

Символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи М. Исаковского. Эта песня была написана в конце 30-ых годов, когда еще никто не думал о войне. Война, цветущие сады, любовь и верность…. Однажды известный поэт Михаил Исаковский, на ту пору уже автор всенародно любимых песен «Вдоль деревни», «И кто его знает», «Зелеными просторами» и др. сочинил четверостишие: Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки. И берег-то ведь был родной, смоленский, – родился Михаил Васильевич в деревне Глотовке, Ельнинского уезда, и строчки, не дававшие покоя, родились именно там, где эти самые яблони и груши в действительности цвели.… Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И.Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми, да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так тут же и сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений: б е рег, н а берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою.

Да, в годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Она прошла всю войну. "Катюшами" на фронте стали называть реактивные миномёты - грозное оружие того времени.Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими землями, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова. Из семи орудий, бывших в распоряжении бойцов-артиллеристов, пять относились к опытным образцам, которые были доставлены прямо из мастерских. И под Москвой воевали «Катюши» – аккурат на знаменитом Бородинском поле, и под Ленинградом, – да что говорить, всю войну прошли, «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочинили свои продолжения песни. Вариантов слов «Катюши» было много, вот некоторые из них: Шли бои на море и на суше, Грохотали выстрелы кругом – Распевала песенки «катюша» Под Калугой, Тулой и Орлом. Другой – вот этот: Пусть фриц помнит русскую «Катюшу», Пусть услышит, как она поет: Из врагов вытряхивает души, А своим отвагу придает!

Песня «Ехал я из Берлина» стала одной из первых «победных» песен. Автор слов песни, поэт Лев Ошанин, рассказывал, как родилась идея о создании композиции. Когда он узнал, что части советской армии находятся на подступах к Берлину, чувство счастья великой, долгожданной победы вошло в его душу и уже не оставило ее. В воображении поэта сложился образ молодого русского парня, опытного солдата, одного из спасителей огромной державы, который совершил великий подвиг, и у которого еще вся жизнь впереди... И тогда родилась в мыслях Льва Ошанина строчка «Ехал я из Берлина». Но о своей затее написать стихотворение Ошанин никому не сказал до того времени, когда победа стала очевидной. Исаак Дунаевский сочинил музыку для стиха, причем для припева слов не хватило, и они были сымпровизированы тут же.Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.