Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

В Центре национальных культур 14 апреля состоялась литературно-музыкальная гостиная, посвящённая весенним праздникам марийцев. Мероприятие проводится совместно с национальной общественной организацией марийской культуры «Марий Ушем» по муниципальной программе «Профилактика терроризма и экстремизма в Нижневартовске  на 2015-2020 годы».

Народные календарные праздники и обряды представляют особую ценность в культурном наследии марийского народа. Формируясь в течение многих веков, развиваясь в различных исторических условиях, они сыграли важную роль в сохранении самобытности народа. В литературно-музыкальной гостиной говорили о марийских праздниках, которые издавна отмечают в весенние месяцы.

  Агавайрем (Праздник пашни) - древний земледельческий праздник, посвящен божествам плодородия, земли и силам природы, его отмечают перед весенним севом. Агавайрем прежде считался одним из почитаемых и уважаемых марийцами календарных праздников и отмечался с большой торжественностью.К Агавайрему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд. В день праздника моются в бане, надевают чистую одежду, готовят обрядовые кушанья — блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом, варят пиво. Во время моления, обращаясь к богу праздника Юмо и божествам сил природы, молящиеся во главе с картом, просят у них плодородия полей, хорошей погоды для своевременного проведения весенне-полевых работ, предохранения будущего урожая от бурь и града, от вредителей, благополучия и счастья всем присутствующим. После моления устраиваются различные магические действия с яйцами, почитаемыми как символ плодородия. Их дарят молодым женщинам, чтобы имели много детей, зарывают в поле, надеясь получить зерна крупными, как яйца. Дети играют, катая яйца по лубу, бросают через деревья с целью воздействия на урожайность полей. Победителям в беге, конных скачках, совершаемых после моления, вручаются вышитые полотенца и яйца. Прежде старейшины во главе с картом совершали обходы полей с волынкой звуки которой якобы способствовали росту и увеличению урожая. На второй день праздника проводили подворный обход домов с молитвой и угощением пива. Молодежь играла в традиционные игры «Солык пуэн» (Давая полотенце), «Вуд йоген» (Ручеек) и т.д. Характерными для праздника являлись качания на качелях, игры возле источников воды. В праздничные дни соблюдались запреты, нельзя было красить нитки, стирать белье, устраивать шум.

Участники марийской автономии рассказывали зрителям и о таких праздниках, как «Марий Талешке Кече» (День национального героя») и «Кугече» («Пасха»). В исполнении ансамбля «Мари» прозвучали народные марийские песни. Гости мероприятия были в восторге от национального дефиле. Нижневартовские марийки демонстрировали народные костюмы и рассказывали об истории возникновения и особенностях изготовления каждого. Познавательной оказалась викторина о знании марийского края. В завершении гостиной марийские красавицы исполнили колоритный танец «Марий лум» и пригласили всех желающих принять участие в танцевальной программе.

 

Пресс-служба ЦНК

12 апреля в Центре национальных культур состоялся День казачьей культуры. Организаторы мероприятия МБУ «Центр национальных культур» и хуторское казачье общество «Приобский». Гости праздника окунулись в мир русской культуры и казачества, где царит любовь к родной земле, уважение к родителям и почитание своих предков, где вера православная и преданность служению Отчизне придают силы духу и закаляют в трудные минуты. Казачество утверждало себя в истории могучими человеческими характерами. В образе казака запечатлены такие свойства, как лихость, отвага и вечная неустрашимость. Из поколения в поколение они передавали свои традиции, обычаи, культуру. И сейчас возрождают добрую память о своих подвигах.  Но не только сражаться и трудиться умели казаки, умели они отдыхать и  веселиться. От рождения до глубокой старости не расстаётся казак с песней: она постоянная спутница его беспокойной казачьей жизни.

День казачьей культуры открыла выставка предметов быта и жизни казаков. На сцене ЦНК развернулась яркая программа. Театрализованные мизансцены о жизни казаков и концертные номера в исполнении вокальных и хореографических коллективов ЦНК наполнили зал самобытностью и колоритом казачьей культуры, в которой вся душа русского народа! Ансамбль казачьей песни «Отрада» под руководством Василия Алаторцева покорил сердца зрителей задушевными лирическими, разудалыми казачьими и шуточными песнями. Украсили День казачьей культуры ансамбль народного танца «Радуга-Дуга» (руководитель Жанетта Щенникова), хореографическая студия «Браво» (руководитель Юлия Болдырева), студия современной хореографии «Грани» (руководитель Наталья Москова), Дарья Толстова, Максим Шаманаев, ансамбль «Радуга», хор украинской песни «Веселка», Дмитрий Верещагин. Атаман Хуторского казачьего общества «Приобский» - Александр Волков поздравил вартовчан с Днём казачьей культуры и вручил благодарственные письма людям, которые сохраняют уникальную культуру русского казачества.

Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. Слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». В 19 веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.

Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью — дуваном. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным. Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799г. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» — гласит старинная казачья поговорка.

img_1551
img_1532
img_1515
img_1488
img_1500

Пресс-служба Ц Н К

Нижневартовский Центр национальных культур плодотворно сотрудничает с образовательными учреждениями Нижневартовска. Очередная встреча состоялась в минувшую субботу. Ребят из гимназии №1 Нижневартовска пригласили в Центр национальных культур на познавательную программу «О чём пел бубен». Ведущая мероприятия Инна Сергеевна Антонова – хранительница культуры ханты и манси на югорской земле, рассказала школьникам об истории Югорского края, о древних традициях северного народа и о традициях своих друзей – народах, проживающих в многонациональном Нижневартовске. Так, ребята узнали об армянском празднике «Трндез», татарском празднике «Сабантуй». Мальчишки и девчонки побывали в хантыйском чуме, приняли участие в национальных обрядах: завязали ленточки желаний на  берёзе, прыгали через «священный» огонь. Интерес у ребят вызвали хантыйский бубен, музыкальный инструмент сынквылтап, изделия из бересты и хантыйские куклы «Акань». Национальный колорит мероприятию придало выступление ансамбля «Шатлык» и Тамары Арзуманян, а завершилась познавательная программа древним обрядом  «Солнца День».  Взявшись за руки, ребята встали в большой круг и поблагодарили  большое Югорское светило, согревающее нашу Землю и наши сердца.

Пресс-служба ЦНК

9 апреля в Центре национальных культур состоялась литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству поэтов  Башкортостана. Мероприятие проводится совместно с РМОО «Башкиры Югры», по  муниципальной программе «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы».

Зрителей знакомили с творчеством башкирских поэтов. Один из самых ярких представителей башкирской литературы - народный  поэт  Республики Башкортостан - Мустай Карим.

Мустай Карим (настоящее имя Мустафа Сафич Каримов— башкирский народный поэт, писатель и драматург.  Лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева РБ (1967). Родился 20 октября 1919 года в деревне Кляшево Чишминского района. Мустай Карим начал писать в середине 30-х годов. В 1938 году вышла в свет его первая книга стихов «Отряд тронулся», в1941 году— вторая «Весенние голоса». В 1941 году окончил Башкирский государственный педагогический институт имени К. А. Тимирязева факультет языка и литературы. В августе 1942 года тяжело ранен, около полугода находился в госпиталях. После выздоровления вернулся на передовую в качестве корреспондента фронтовых газет «За честь родины», Советский воин». Карим опубликовал более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений, сборники стихов и поэм «Черные воды»,  «Европа-Азия», «Времена» и.т.д, пьесы «Страна Айгуль», «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения»,  «Не бросай огонь, Прометей!», повести «Радость нашего дома», «Таганок»,  «Долгое-долгое детство» и.т.д. Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков России и мира. По пьесе «В ночь лунного затмения» в 1987 году Свердловской киностудией был снят одноименный фильм. Повесть «Долгое-долгое детство» была экранизирована в 2004 году киностудией «Башкортостан» режиссёром-постановщиком Булатом Юсуповым. Народный поэт Башкортостана Мустай Карим скончался  21 сентября 2005 года. Похоронен на Мусульманском кладбище в Уфе. Именем Мустая Карима назван Национальный молодёжный театр Республики Башкортостан (Уфа) и улица в Уфе.  На здании, где жил М. Карим установлена мемориальная доска. 10 октября 2013 года в Уфе, перед зданием Дома профсоюзов, был открыт памятник Мустаю Кариму. Высота памятника — 6 метров, длина — 15.

Башкирские песни и танцы в исполнении творческого коллектива «Башкиры Югры» придали мероприятию национальный колорит. На фоне задушевных башкирских мелодий звучали стихи великого поэта в исполнении Алсу Шакировой, Лейсан Сапрыкиной, Зухры Хафизовой,  Ильфата Кинзябаева, Зульфии Загидуллиной, Шамиля Гильманова, Гузели Каракиновой, Гульшат Хусаиновой, Эльвиры Файзуллиной.

8 апреля на Набережной Комсомольского озера состоялся фольклорный праздник встречи весны «Вороний день», организованный МБУ «Центр национальных культур» совместно с городской общественной организацией «Центр коренных малочисленных  народов Севера «ТОР-НАЙ».

«Вороний день» или «Вурна хатл» - один из почитаемых обрядовых праздников у народов ханты и манси. Прилёт вороны у обских угров связывался с приходом весны и тепла. Именно эти птицы первыми прилетают, начинают вить гнёзда, громко каркают, пробуждая природу. По поверьям народов ханты и манси, в этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Родители будят рано утром детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!». И действительно, на ветках берёзы весят связки калачей, баранок, символизирующие тёплое весеннее солнышко. Ворона для народов ханты и манси  священная и почитаемая птица. Хантыйская легенда гласит: «Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое: «Кар-Кар» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. В Вороний день ханты и манси накрывали столы, готовили праздничное блюдо «саломат» - густая каша из мяса и муки грубого помола, пекли пироги с рыбой и ягодой. Угощение окуривали чагой, затем гости приглашались к накрытому столу. После трапезы мужчины и женщины расходились к своим священным деревьям: к ели – мужчины, к берёзе – женщины и просили благополучия своим детям. К веткам деревьев каждый привязывал лоскутки из ткани с завязанными на них монетами (по количеству детей), обращаясь к Торуму и желая своим близким самого наилучшего в жизни. Затем у мужского дерева закалывали оленя, и в момент жертвоприношения три раза кричали «Торуму», как бы провожая оленя из этого мира в мир иной. Шкуру оленя вывешивали на священное дерево. Смысл праздника заключался в общении родных и близких людей, живущих далеко друг от друга, в почитании священной птицы, которая пробудила природу и оповестила тундровиков о наступлении весны. В настоящее время Вороний день проводится следующим образом: перед началом обряда женщины собираются на окраине леса, разводят костры, готовят пищу, накрывают на столы. Вся детвора крутится возле столов. Потом все собравшиеся кидают кусочки еды в сторону леса, как будто для ворон, чтобы они принесли удачу, счастье, тепло и солнце. Отдельно возле берёзки ставят «поры» - это стол с угощеньями, на веточки привязывают ленточки, яркие лоскутки, платочек с монетками. Все дары предназначены для духов. Взрослые кланяются, обращаясь к светлым духам найн-ворт. Матери рассказывают, что они молятся о благополучии и  здоровье своих детей, родных и близких. В этот день обед праздничный и очень вкусный. Все с удовольствием хлебают наваристую уху. На столах много разных блюд из рыбы, но больше всего различных золотистых фигурок из теста, в основном – птицы. Участники обряда угощают друг друга и радуются. После обеда все смотрят на соревнования в силе и ловкости. Для детворы тоже устраивается несколько состязаний: прыгают, бегают, перетягивают канат. И совсем не важно, кто победитель, а кто проигравший. Потом участники пьют сладкий и горячий чай и слушают, как люди поют и играют на санквылтапе. В этот день молодые люди выбирают себе женихов и невест. Непременным элементом праздника являются традиционные танцы, где мужчины и женщины танцуют отдельно в сопровождении старинного национального инструмента ладьевидной формы с пятью струнами – сангультапа. В конце каждого танца изображают весеннее поведение птиц, считается, что именно танец пробуждает солнышко внутри души, выражая заботу о близких.    Вороний день принадлежит к числу наиболее самобытных явлений традиционной культуры народов ханты и манси.

Праздник прилёта вороны в Нижневартовске прошёл по всем традициям народов ханты и манси. Вартовчане вили вороньи гнёзда, завязывали ленточки на священной берёзе, угощались хантыйскими калачиками и ухой. Воспитанники спортивной школы по северному многоборью (руководитель мастер спорта России Дмитрий Косенков) продемонстрировали национальные виды спорта. Юные горожане приняли участие в детских играх «Весёлый бубен», «Поймай рыбку», «Бег в масках», «Найди медвежьи следы». По древней традиции был совершён обряд «Солнца день» - гости совершили три священных круга, чтобы весна была тёплой, а лето плодородным. Поздравить вартовчан с началом весны пришли председатели национальных общественных организаций Нижневартовска. Украшением праздника стало яркое выступление фольклорного ансамбля «Тор-Най»,  ансамбля современной хореографии «Грани», вокальной группы «Сопрано», хореографического коллектива «Югорские девчата», удмуртского ансамбля «Инвожо», Дарьи Абсаликовой, фольклорного ансамбля «Мари», Анастасии Прасиной, чувашского ансамбля «Илем». В память о мероприятии гостям дарили хантыйские сувениры. Фольклорный праздник «Вороний день» - объект нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Проведение этого уникального обрядового праздника позволяет развивать и популяризировать культуру коренных малочисленных народов Севера, воспитывать в подрастающем поколении бережное отношение и уважение к культуре своей малой Родины.

dsc_0399
dsc_0254
dsc_0202
dsc_0185
dsc_0127
dsc_0113
dsc_0027
dsc_0479
dsc_0469
dsc_0259
dsc_0442

Мероприятие проводилось по муниципальной программе «Развитие культуры и туризма города Нижневартовска на 2014-2020 годы»