Наши коллективы

На сегодняшний день МБУ «ЦНК» насчитывает 26 национальных общественных организаций, которые активно участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности нашего города и округа.

Новости

16 февраля в  Центре национальных культур состоялся  армянский национальный праздник «Трндез», организованный совместно с общественной организацией армянской культуры «Арарат».

«Трндез» – армянский праздник влюбленных и молодоженов. Этот день уходит своими корнями в древние, дохристианские времена. Согласно языческим верованиям армянского народа, в этот день проводились специальные ритуалы, призванные послать хороший урожай в новом году. Для этого крестьяне собирали около дома большие стога сена. С принятием христианства стог сена превратился в костер, через который юноши и девушки прыгали, взявшись за руки, во время праздничной церемонии. Считалось, что если им удастся не разжать рук, во время прыжка, то их семейная жизнь будет долгой и дружной. Отношение армян к огню очень трепетное. В древности большинство народов, населявших территорию современной Армении, были огнепоклонниками. Отголоски старинных ритуалов видоизменились и превратились в христианские обычаи. Так во время празднования «Трндеза», молодежь стала водить хороводы вокруг костра, стараясь коснуться пламени – символа благополучия, а когда он полностью сгорал, пепел развеивали в поле, надеясь на хороший урожай. Современные молодые люди не забывают древний праздник. Они собираются вместе устраивают гулянья, зажигают костры или свечи.

Нижневартовские гости праздника «Трндез», большинство из которых – молодые люди из числа участников общественной организации армянской культуры «Арарат», следуя традициям своих предков, участвовали в обрядах, связанных с этим древним праздником. Юноши и девушки танцевали вокруг имитированного священного костра. Считается, что во время обряда пламя  обретает особую энергию  - энергию обновления, энергию новой жизни. По древней традиции влюблённые прыгали через костёр. Также каждой из трёх пар нужно было пройти творческие испытания любви. Молодожёны, пары со стажем  и те, кто ещё готовится вступить в брак, участвовали в интеллектуальной викторине. Вопросы, на которые они давали правильные ответы были связаны с историей праздника «Трндез». После познавательной разминки участники такого романтического конкурса угадывали свою вторую половинку по руке, играли в шуточные игры «Пять фактов о себе» и «Добытчики». Все участники справились с многочисленными заданиями и были вознаграждены памятными подарками. Старейшины армянской общественной организации Арарат Сафарян и Петрос Оганян поздравили молодёжь с эти красивым праздником влюблённых. В этот вечер звучали стихи о любви, и прекрасными песнями мероприятие украсила вокальная группа «Сопрано». Завершился «Трндез» праздничным угощением и армянским танцем «Кочари» в исполнении победителей – чудесной семьи Артака и Сюзанны  Абрамян.

ZO1Dv0M
mzqiDtke5fI
deimnIn3Q

Пресс-служба ЦНК

В минувший понедельник в Центре национальных культур с концертом выступила известная исполнительница этнической музыки Вера Кондратьева. Девушка-музыка, голос Югры, хантыйская принцесса – так называют лянторскую исполнительницу Веру Кондратьеву. Вера Кондратьева -  автор, композитор и исполнитель своих песен. Она популяризирует культуру северных народов мира, поёт на языке ханты, занимается общественной деятельностью. Звонкий, завораживающий и мощный голос сибирской феи знаком, пожалуй, каждому жителю Ханты-Мансийского округа. Вера окончила Тюменский государственный институт искусств и культуры по специальности «Режиссура театрализованных праздников и представлений». Параллельно училась в Тюменском государственном колледже искусств по специальности «Музыкальное искусство». С 2011 года — председатель общественной организации хантыйской культуры в городе Лянторе «Мамехем» («Моя земля»), с 2015-го — председатель Лянторского городского отделения общественной организации «Спасение Югры». Мама Веры — Татьяна Семеновна — из хантыйского рода Песиковых. Она приходится родной сестрой известному в округе общественному деятелю и исследователю сургутского диалекта хантыйского языка Аграфене Сопочиной (Песиковой). Вера — активная участница фольклорно-этнографического ансамбля «Пинэли» («Пимочка»), поет в этно-рок-группе «Тень эмигранта. Вера сотрудничает с музыкантами мирового уровня. В 2015 году певица участвовала в совместном проекте с легендой музыки Фарерских островов Кристианом Блаком и группой Yggdrasil. Прошли совместные концерты с лучшими музыкантами фьордов, был записан совместный альбом с Кристианом Блаком и Yggdrasil на студии Bloch, в котором звучат мелодии северных народов мира. Югорчанка Вера Кондратьева стала лицом России. Наша землячка вошла в альбом с одноимённым названием. В книге, которую издали тиражом 4 тысячи экземпляров, рассказывается о жителях страны, которые пользуются авторитетом и уважением на своей малой родине. Свои творчеством певица знакомит современников с хантыйской культурой, в частности с языком, через этно-рок. Слушая песни в её исполнении, словно погружаешься в иной мир. Перед глазами предстают бескрайние просторы Тайги, северные реки и озёра. На своих концертах коллектив использует музыкальные инструменты северных народов - нарцюх, бубен, варган, тумран. В ноябре 2011 года рок-группе «Тень эмигранта» присвоено званиенародного коллектива.

(Материал взят с сайтов ugra.mk.ru.; Вестник Сургутского района
Информационно-аналитический портал siapress.ru)

Отведать драников и спеть белорусскую песню можно было 15 февраля в Центре национальных культур. Здесь состоялся День белорусской культуры. Колдунами, блинами да драниками угощали гостей праздника, а ещё в фойе Центра развернулась выставка декоративно-прикладного творчества, национального костюма и белорусской вышивки. Самотканые покрывала, рушники, картины и салфетки, вышитые крестом и гладью, вязаные вещи, изготовленные участниками культурно-просветительского общества «Белая Русь» и ансамбля «Белоросы»  удивляли своей красотой и самобытностью.  День белорусской культуры прошёл под девизом: «Беларусь встречает гостей». И действительно, поздравить нижневартовских белорусов пришло много друзей и коллег. Вера Солосина – председатель Нижневартовской общественной организации «Культурно-просветительское общество «Белая Русь» принимала поздравления от председателей национальных общественных организаций города и от директора МБУ «Центр национальных культур» Елены Князевой.  Лидер  каждой автономии пришёл со своим творческим подарком. Русский народный танец сменял зажигательный кавказский, а белорусские частушки – мелодичные татарские напевы. Многонациональный хор, в состав которого вошли представители разных национальностей, просто очаровал зрителей своим колоритом и песней «Ой цветёт калина», исполненной на белорусском языке. Бурными аплодисментами встречали и ансамбль «Белоросы». Частушки в исполнении белоросов раззадорили зрителей, готовых пуститься в пляс. Не случайно  частушка – самый любимый и распространённый жанр устного народного творчества в Беларуси. Они звучат на деревенских улицах, на народных гуляньях, их знают все без исключения. Их поют просто так или под балалайку и гармонь. «Белую Русь» пришли поздравить участницы коллектива «Калина» из общеобразовательной школы № 31. Уже несколько лет их связывает тесное и плодотворное сотрудничество. Игрой на саксофоне радовал зрителей Максим Ситник-ученик нижневартовской школы №42.Праздник получился очень добрым и  светлым. И совсем скоро «Белая Русь» вновь пригласит вартовчан на 10-летний юбилей ансамбля «Белоросы», который состоится 16 мая в Центре национальных культур.

2
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Пресс-служба ЦНК

Центр национальных культур открыл цикл мероприятий, посвящённых 75-летию Великой Победы. 13 февраля специалисты ЦНК провели для ребят общеобразовательной школы № 42 познавательную программу «Дети войны». До глубины души ребят тронула видеохроника о маленьких узниках концентрационных лагерей, о детях блокадного Ленинграда, о юных героях, отдавших свою жизнь за Родину, за наше мирное время. С замиранием сердца мальчишки и девчонки слушали рассказ ведущей о пионерах-героях Марате Казее, Вале Котике, Зине Портновой, Александре Чекалине и Лёне Голикове.

С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей. «Сыновья полка», пионеры — деревенские мальчишки и девчонки, ребята из городов — их посмертно признавали героями, хотя они были гораздо младше нас с вами. Наравне со взрослыми они терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину. Они оставались дома и терпели страшные лишения. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо. Участник партизанского отряда имени 25-летия Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени Рокоссовского на оккупированной территории Белорусской ССР. Марат родился в 1929 году в деревне Станьково Минской области Белоруссии, успел окончить 4 класса сельской школы. В 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией, Марат ушел в партизаны. Он ходил в разведку, участвовал в рейдах и подрывал эшелоны. А в мае 1944-го при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Минской области 14-летний боец погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить было некуда, подросток был тяжело ранен в руку. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие — две гранаты с пояса. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал: когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними. В 1965 году Марату Казею присвоено звание Героя СССР.  (Материал взят с сайта «BigPicture»)

Пресс-служба ЦНК

В Центре национальных культур состоялась развлекательная программа, посвящённая Дню всех влюблённых. Ребята из общеобразовательной школы № 9 вдоволь повеселились. Танцы под популярные песни, шуточные игры и конкурсы пришлись по душе мальчишкам и девчонкам. Главным атрибутом мероприятия были яркие сердечки. Ребята дарили их друг другу, выражая своё тёплое, дружеское отношение.

Создание первой валентинки приписывается Чарльзу, Герцогу Орлеанскому (1415 год), сидевшему в это время в тюрьме, в одиночной камере, и решившему бороться со скукой путем писания любовных посланий собственной жене. Однако, наибольшего расцвета валентинки достигли к восемнадцатому веку. Теперь под "валентинкой" понимаются поздравительные открытки в виде сердечек, так называемые "валентинки", с наилучшими пожеланиями, признаниями в любви, предложениями руки и сердца или просто шутками, которые не подписывают, и получающий должен сам догадаться, от кого они. Кроме них люди дарят своим любимым розы (поскольку считается, что они символизируют любовь), конфеты-сердечки и другие предметы с изображениями сердец, целующихся птиц и, конечно, справедливо признанного символа Дня Святого Валентина - маленького крылатого ангелочка Купидона.

О Валентине, давшем празднику свое имя, известно немногое. Говорят, что он жил в Ш веке н.э., в римском городе Терни. По одним данным, он был простым христианским священником, другие легенды возводят его в ранг епископа. По совокупности данных можно с достаточной уверенностью предположить, что Валентин был относительно молод, хорош собой, добр и отзывчив. Есть сведения о том, что, наряду с основной профессией, Валентин занимался естественными науками и медициной. Время жизни и деятельности Валентина совпало со временем правления римского императора Клавдия П, который очень чтил воинскую доблесть прославленных римских легионов и не очень жаловал христиан. Для сохранения воинского духа император издал указ, запрещающий легионерам жениться, ибо вступивший в брак слишком много времени проводит в семье и занят мыслями не о благе империи и воинских доблестях. Не страшась императорского гнева, молодой христианский священник Валентин продолжал тайно венчать влюбленных легионеров. Согласно некоторым данным, его покровительство влюбленным простиралось еще дальше - он мирил поссорившихся, писал любовные письма за косноязычных и туповатых вояк, дарил брачующимся парам цветы. Сохранить все это втайне не было никакой возможности, а поскольку Римская империя славилась своим почтением к законам день ото дня тучи сгущались над головой священника. В конце 269 года н.э. грянул гром - Валентин был взят под стражу, а вскоре был подписан указ о его казни. Легенда окутывает романтическим флером и самые последние дни жизни Валентина. Согласно одним представлениям, в него влюбилась слепая дочь тюремщика. Валентин, как священник, давший обет безбрачия, не мог ответить на ее чувства, но в ночь перед казнью (13 февраля) прислал ей трогательное письмо. По другой версии, Валентин сам влюбился в прекрасную девушку, да еще, пользуясь своими медицинскими познаниями, в ожидании казни излечил ее от слепоты. Как все было на самом деле, мы не знаем и уже никогда не узнаем, но несомненно одно - молодой христианский священник действительно погиб во имя Любви. И этой Любви было ему отпущено удивительно много на одну его короткую жизнь - любовь к Богу, любовь к прекрасной девушке, любовь к людям вообще, которым он помогал и как священник, и как врач, и как просто прекрасный человек с огромной, творящей добро душой. Неудивительно, что о Валентине не забыли и избрали покровителем всех Влюбленных. Как христианский мученик, пострадавший за веру, он был канонизирован католической церковью. В Западной Европе день Святого Валентина отмечается с ХШ века, в США с 1777 года. Теперь и у нас стало одним праздником больше, хотя на Руси был свой праздник влюбленных. Он отмечался восьмого июля и был связан с легендарной историей любви Петра и Февронии.

Информация взята с сайта www.bereg.ru